Архистратиг Божий Михаил

21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В народе – просто «Михайлов день». «Собор» – значит «собрание», соединение, совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом, которые все совокупно и единогласно славят Святую Троицу, единодушно служат Богу, ведут борьбу за души людей со своими падшими собратьями.

Из Священного Писания известно, что, кроме физического, существует духовный – Небесный ангельский мир, созданный Богом еще до создания видимого мира. Число Ангелов неисчислимо велико (слово «ангел» на греч. значит «вестник»; названы так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю). Так же известно о существовании ангельской иерархии: все Ангелы делятся на девять чинов по три чина в иерархии, низшие подчиняются высшим, отличаются друг от друга просвещенностью и различной степенью благодати.

В высшую иерархию, непосредственно близко стоящую к Богу, входят:

  • Серафимы («пламенеющие», «огненные»; пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней),
  • Херувимы («излияние премудрости», «просвещение»; через них ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания);
  • Престолы (таинственно и непостижимо носящие Бога, они служат правосудию Божию).

Средняя иерархия:

  • Господства (владычествуют над последующими чинами Ангелов; учат нас владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения),
  • Силы (исполнены Божественной крепости; через них Господь творит чудеса и ниспосылает благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим; помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество);
  • Власти (имеют власть укрощать силу диавола; отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами).

Низшая иерархия:

  • Начала (им поручено управлять вселенной, стихиями природы, охранять страны, народы, племена; наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию; учат нас исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних);
  • Архангелы (великие благовестники Тайн Божиих; открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, учат, как поступать в жизни);
  • Ангелы (наиболее близки к людям; возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни; хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем).

Из Священного Писания и Священного Предания известны также высшие Архангелы (необходимо различать их от «архангелов» или «ангелов» как чинов низшей иерархии; их называются ангелами или архангелами в таком же смысле, как в военном деле и высшие генерали называются просто воинами или солдатами):

  • Михаил – «Кто яко Бог» (на древнееврейском «МИ-ХА-ИЛ»);
  • Гавриил – «Сила Божия» (провозвестник и служитель Божественного всемогущества; на иконах: с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой; Дан. 8,16; Лк. 1,26);
  • Рафаил – «Помощь, исцеление Божие» (на иконах: держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу; Тов. 3,16Тов. 12,15);
  • Уриил – «Огонь и свет Божий», просветитель (на иконах: в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный»; 3 Езд. 5,20);
  • Селафиил – «Молитва к Богу», побуждающий к молитве (на иконах: в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди; 3 Езд. 5,16);
  • Иегудиил – «Хвала Божия», славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги (в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) вервий (веревок));
  • Варахиил – «Благословение Божие» (на иконах: на его одежде множество розовых цветов);
  • Иеремиил – «возвышение к Богу» (на иконах: держит в руке весы; 3 Езд. 4,36).

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Архангел Михаилархитсратиг» значит «старший воин», «вождь») – величайший из устоявшихся в добре ангелов, верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Обратившись с призывом ко всем остальным ангелам, произнес: «Никто как Бог!», – показав этими словами, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной. По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. С древнихвремен почитаем Архангел Михаил и на Руси, он считается покровителем людей военных и вообще нелегкого ратного дела; ему посвящено множество монастырей и храмов. Но Михаил для христиан – не только воин. Он – ангел милосердия, проситель за людей перед Богом, и вместе с архангелом Гавриилом стоит у Его трона. Он – проводник человеческих душ, помогающий им отворить ворота Небесного Иерусалима.

На иконах Архангел Михаил часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или один в одежде воина, с мечом или копием в правой руке, зеленой финиковой ветвью, как победитель, – в левой руке, и, попирающий ногами диавола – в память о бывшей некогда на Небесах великой борьбе между ангелами — служителями Божиими и ангелами, отпавшими от Бога. Иногда его изображают с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом – особое отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

Дни памяти: 19 сентября – Воспоминание чуда в Хо́нех (спасение Архистратигом Михаилом верного служителя Божия пономаря Архиппа от языческих козней); 21 ноября – установлен Церковью в начале IV века (совершается в ноябре – девятом месяце от марта, с которого в древности начинался год, – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских).

версия для печати

 

Тропарь Архангелу Михаилу

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.

вернуться на страничку Храма

вернуться на страничку Приходское консультирование