Жены-мироносицы

Третья пасхальная «неделя» (воскресенье) в православном богослужебном календаре озаглавлена как «Неделя Жен-Мироносиц» (т.е. «Женщин, несущих миро«). Мф.28:1-10; Мк.15:40-41;16:1-10; Лк.24:1-10; Ин.20:1-2,11-18

Из Евангелия, известно, что, когда Господь Иисус Христос обходил со Своею проповедью города и селения, вокруг Него собиралась толпа народа. Среди этого народа, за Господом Спасителем всегда следовала группа женщин. Они сопровождали своего Божественного Учителя не только с тем, чтобы поучаться словами, исходящими из уст Христовых, но и чтобы, в силу все возрастающей любви к Нему, служить Господу всем, чем они только могли (заботились о Его ночлеге, о пище и питии; они служили Господу «имением своим» (Лк.8:3), т.е. своим имуществом).

Эти женщины стояли и у подножия креста Христова, проливая слезы сострадания и утешая, как могли, плачущую Богоматерь. Они же первыми ранним утром пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины  пришли,  чтобы,  согласно  иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями (миром; отсюда и название «жены-мироносицы«).

Господь Спаситель в награду за эту преданную, самоотверженную любовь и верность жен-мироносиц первым явился им по Воскресении Своем и, явившись, сказал им: «Радуйтесь!» (Мф.28:9). Многие из них сами впоследствии прославились равноапостольными трудами. Их по праву считают идеалом женщины-христианки.

Из Евангелия известны имена лишь нескольких жен-мироносиц: Мария Магдалина (исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга); Мария Клеопова (жена Клеопа, брата Иосифа Обручника); Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти); Саломия (жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова); Иоанна (жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы, сохранившая главу Иоанна Крестителя); Марфа и Мария (сестры Лазаря, близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего церемониального Входа в Иерусалим); а также Сусанна (о ней ничего не известно). Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Этих женщин за их подвиг любви Церковь почитает святыми.

 

Празднование

День Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки. Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святые жены-мироносицы своим примером говорят нам о том, какой должна быть любовь ко Господу. Истинная любовь – не кратковременный порыв нашего сердца. Она постоянна, крепка, неизменна и в радости, в благополучии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сердце каждого истинного христианина в минуты скорби, в дни испытаний, в годины болезней.

Стать православной женщиной не так-то просто, а, следовательно, почетно. По словам протоиерея Сергия Стаценко: в наше время бесстрашие мироносиц может быть выражено, в первую очередь, бесстрашием в исповедании евангельских нравственных норм, собственной церковности. С юных лет мироносицами могут быть те, кто из любви ко Спасителю свою жизнь строит на принципах внутреннего и внешнего целомудрия. В учебе и на работе – в элементарной порядочности, следуя которой женщина не идет по головам, строя свою карьеру, не заискивает перед начальством, помогает павшим духом и поддерживает нуждающихся морально и материально. В семье – «домашней Церкви» – в исполнении заповеди о любви – любви самозабвенной, жертвенной (например, мать во имя любви проводящая бессонные ночи у постели больного ребенка, жертвуя своим отдыхом, здоровьем), но и одновременно разумной, сознающей несовершенство человека и способной разглядеть в каждом образ Божий, в почитании мужа, заботе о детях. И тогда ваших близких, пусть и пока еще далеких от истинной веры, тоже коснется свет Христовой любви.

Лучший способ отметить этот день – постараться послужить ближним, как Самому Христу, своим сердцем, заботливыми руками, вниманием: кого-то накормив, о ком-то позаботившись, и букет на сердце будет положен самим Богом. Это была бы лучшая память Женам-мироносицам, действительно способная порадовать их в их небесных обителях.

«Смотрите же, жены, вот некто имени нашего ради, принес миро своей любви к ногам воскресшего Господа, как и мы когда-то. Не нашего ли она рода?«

версия для печати (Word 2003)
версия для печати (pdf)

вернуться

при составлении использованы материалы с сайтов: www.pravoslavie.ru и www.pravmir.ru