Великий Четверг… Великая Пятница…

13-14 апреля 2017 года

Страстная Седмица – последняя неделя перед Воскресением Христовым, перед Пасхой. «Страстная»… от церковнославянского слова «страсть», что значит «страдание». В эту неделю вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Каждый день этой недели называется Великим, каждый день связан с определенным событием. В эти дни каждому верующему желательно бы быть на службах, чтобы дойти с Господом до конца, и тогда более полно ощутить радость Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Для тех, у кого это, в силу разного рода причин, не получилось побывать на службах в Страстную Седмицу, приведем кратко описание служб, проповедей и событий, происходивших в храмах в эти дни.

 

В первые три дня на Богослужениях (Часах) прочитывается все Четвероевангелие. В Великую среду утром в храмах совершается последняя Литургия Преждеосвященных Даров. А вечером во многих храмах совершается общая Исповедь. В снежинском храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского общая Исповедь этим Великим Постом совершалась второй раз – первый раз на первой неделе поста. Настоятель храма протоиерей Павел Федосов подробно объяснял прихожанам значение многих грехов, с чего необходимо начинать покаяние, что включают в себя и чем опасны такие, на первый взгляд, казалось бы «обыденные» грехи, как «осуждение», «азартные игры», «мелкое воровство» и проч.

Вечером Великой среды многие верующие стараются исповедоваться, чтобы Великим четвергом, когда вспоминается Тайная Вечеря, вспоминается установление Таинства Евхаристии (Причастия), причаститься Святых Христовых Таин.

В проповеди после Божественной литургии в Великий четверг отец Павел Федосов пожелал прихожанам, «чтобы мы – сегодня участвующие подобно ученикам в Вечере Господней, были достойны Его любви. Не оказались предателями. И, если где-то согрешили, нашли в себе силы, подобно апостолу Петру, принести слезное покаяние в своих грехах, в своих недостоинствах, в своих несовершенствах и вернуть себе то, что Господь обещал каждому из нас.

Господь обещал апостолу Петру не только Царствие Небесное, но и ключи от него. И даже когда Петр отступил, но осознав это, покаялся, Господь вернул ему не только Царствие Небесное, но и то, что обещал.

Каждому из нас Господь обещал блаженства в жизни будущего века, в вечной жизни. Если, отступив, мы их потеряли, то должны принести покаяние. И совершать Тайную Вечерю, ибо необходимо человеку постоянно соединятся в этом Таинстве с Богом. Пребывать в Нем, чтобы Господь пребывал с нами. Мы должны добросовестно, правильно сохранять это единство.

Нам необходимо помнить и понимать то, что когда мы делаем добро ближним, мы все-таки делаем это ради Бога, во имя Его, для спасения душ своих и рядом живущих людей».

Фотографии в альбоме «Великий Четверг»:

Вечером Великого Четверга в храме во имя святого Сергия Радонежского совершалась Утреня с чтением двенадцати Евангелий Страстям Христовым. Погода в это время, вторя словам Евангелия, бушевала, дул сильный, порывистый ветер, ломая ветки деревьев… природа сострадала Спасителю.

В проповеди после чтения Страстных Евангелий настоятель протоирей Павел Федосов напомнил о важности покаяния и о том, как важно не отступить от Истинного Бога: «Сегодня мы вспоминаем цену Крестной Жертвы Спасителя. Человек содрогается и понимает: «я еще ничего не сделал, я еще не родился, я еще не появился на свет, я еще не совершил плохого или хорошего. Но Господь уже заплатил цену». Ибо нет человека иже жив будет и не согрешит (живущего, который бы не согрешил). В 50-ом псалме есть слова: «В беззакониях зачат я есмь, и во гресех роди мя мати моя». Любой человек приходит в этот мир со грехом. Любой грех, маленький или большой, великий или огромный – он уже искуплен. Святые отцы говорят, «нет греха не прощаемого, есть грех не раскаянный». Если человек кается и идет ко Христу (пускай он хоть до конца жизни будет в разряде кающихся, приносящих покаяние и умоляющих Бога), то этот человек будет спасен. Лишь бы он не изменил направления, лишь бы он не обернулся к другому богу. Как читаем во многих молитвах: «Господи, я хотя и согрешил и пал перед Тобою, но я не простирал руки к другому богу. Я согрешил перед Тобою, перед Тобою и раскаиваюсь»».

Существует традиция – во время чтения Страстных Евангелий верующие стоят с зажженными свечами. И эти свечи, называемые «свечами Великого Четверга», имеют особую цену. Отец Павел Федосов рассказал два случая, подтверждающих силу этих свечей, используемых с верой и молитвой.

Один случай произошел со священником отцом Василием, дядей отца Павла. В конце 70-х – начале 80-х годов, когда он был еще молодым священником и служил в городе Новохоперске Воронежской области, у председателя горкома утонула дочь, восьмиклассница. Ее тело никак не могли найти в реке Хопре, чтобы похоронить. Стали обращаться к различным бабушкам. И нашлась одна бабушка, которая сказала: «Вам надо идти в церковь, просить у батюшки свечу Великого Четверга. Берите ее, ставьте в посудину, кладите на реку и молитесь. Тогда может быть, что-то вы и получите». Они пришли к священнику – отцу Василию, рассказали ему, что случилось. Раннее с таким не сталкиваясь и посоветовавшись со своим отцом, тоже священником отцом Владимиром, отец Василий дал пришедшим свечу, предупредив, что не должно быть кощунства. Пришедшие обещали, что будут молиться.

Взяв свечу, они пришли на реку. Был жаркий день, народу на берегу было много. Но вера и надежда тех людей, несмотря на их статус и советское время, оказались сильнее. Поставили свечу в посуде на воду, стали молиться. Сначала она никуда не плыла, потом поплыла по траектории, совершенно не согласной с течением реки. Поплыла на другую сторону реки, где были три воронки подряд. Свеча подплыла к одной воронке, сделала три круга и тем же путем стала возвращаться обратно, а за ней из этой воронки выплыло тело девочки…

Другой случай рассказала отцу Павлу прихожанка в Трехгорном. Случилось это в Юрюзани. Мать отправила сына в армию, он ушел, и шесть лет его не было, и никаких вестей. «Она вся иссохла, и так молилась, и этак… Ей посоветовали взять свечу Великого четверга и читать акафист святителю Николаю Чудотворцу. Несколько раз акафист прочитала, и сын приехал сам. (Оказалось, что он решил мать бросить, загулял и не явился)». По молитве и вере матери, Господь совершил чудо.

Батюшка сказал, что эти свечи следует беречь в течение года. И молиться, зажигая их, в особо важных случаях, когда что-то случается, или кто-то хочет предпринять что-то важное.

Также можно принести огонек свечей домой (не тушить их в храме после прочтения Евангелия), привести дома в порядок лампадки и зажечь их от этого огонька. Можно покоптить над притолоками (где нет пластмассы, чтобы не загорелось) крестики от этой свечи.

 

Утром Великого Пятка (Великой пятницы), самого страшного дня в году, когда вспоминается Распятие Спасителя, в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова служились Царские часы. В два часа дня в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского совершалась Вечерня с  выносом Плащаницы Спасителя. А поздним вечером в 23:00 – Утреня с чином погребения Плащаницы, Часы, Вечерня и Литургия Василия Великого.

В это время вспоминается и скорбь Пресвятой Богородицы: читается Канон о распятии Господнем и «На плач Пресвятой Богородицы». В проповеди протоиерей Павел Федосов сказал: «Каждый человек любит своего ребенка, каким бы он ни был, хорошим или плохим, он дорог родителям. А тем более мать, выносившая его под сердцем, будет действительно иметь великую скорбь, видя страдания своего ребенка. Тем более Того, Кто никогда не имел на Себе греха. Того, Кто пришел с миссией увещевать каждого из нас жить достойно, чтобы приобрести духовную, душевную и сердечную чистоту, которая невозможна без телесной чистоты. Ибо сохраняя в чистоте свое тело, будет больше возможности сохранить в чистоте и свою душу. Раз будет чистота, значит, будет и святость. И только в этом состоянии человек способен вернуть себе то блаженство, которое потеряли наши праотцы, будучи еще в Раю.

Да и само Священное Писание, Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, говорит: «ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное». И вот ради этого сошел на землю Господь. Творец стал подобен твари. Представляете: есть фермер, у него скотный двор. Какая-то скотина заболела, что-то с ней не то, а он принял ее образ, вошел в ее состояние, ради того, чтобы ей как-то помочь, чтобы она выжила, чтобы не погибла. Но это ради личного прибытка, опустить себя до уровня своего животного.

Может, это не очень хороший пример, но мы ведем себя иногда хуже животных. То, что не могут позволить себе животные позволяет себе человек. И вот Господь сошел до это. И в этой доброй, хорошей миссии, его не поняли. Ибо зло настолько засело в сердцах человеческих, что при этом говорит человеку: «Нет, ты хороший, ты прав». А Господь говорит: «Нет, ты не прав, обернись». И приводит множество примеров, притч из Евангелия, приводит множество сопоставлений и образно и напрямую. Те, кто смог в себе преодолеть чувство гордости и самоценности, услышали слово Божие, раскаялись и пошли за Господом. Те, кто этого не услышал, до конца кричали: «Распни, распни его!»

Каково было слышать это Матери Божией, которая была Сама чиста по Своему состоянию, ибо была избрана по Своей чистоте для этого величайшего таинства – стать Богоматерью.

Она понимала, какая происходит неправда, ложь и клевета. И Сын Ее все это со смирением принимает. Он то принимает, Он то идет на подвиг, но каково Матери?

Знаете, что самое тяжелое на войне? Везти домой «груз 200». Это убитый. Самое тяжелое –привезти к матери гроб. Причем заполненный частично, или наполовину. Спросите у любого, кто их возил. Даже если это не война, а случайное бедствие в войсках. У сопровождавшей команды спросите, что слышат они в свой адрес? Что они переносят… Это состояние матери.

Но мы не слышим в этом читаемом сейчас каноне оскорблений к другим людям. Матерь Божия не оскорбляет, не поносит и не злословит тех, кто излил зло не Ее Сына. И распял Его пречистое тело. Она рыдает только о том, что Его уже нет рядом, что Его тело бездыханно. И как мать по-человечески, Она говорит: «Я готова сегодня умереть и не уйти с этого места, потому, что Ты уже умер». Она сожалеет только о Его смерти, Она не желает зла никому.

И это величайший пример для нас. Поэтому, совершая это Богослужение, раз в год мы должны вынести для себя пример, какими мы должны быть детьми и родителями, какими мы должны быть христианами и к чему должны мы стремиться.

Поэтому и сегодня вместе с Материю Божией, вместе с любимым учеником Иоанном Богословом и женами-мироносицами, которые шли до Креста, поругания, распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа, давайте пребудем сегодня душей и сердцем там. Лицом перед этой Плащаницей, но сердцем вернемся немного назад во времени, чуть менее 2000 лет назад, и побудем там, вместе с ними. Поскорбим вместе с ними, разделим эту печаль. Ибо разделенная печаль между людьми уменьшается, а разделенная радость увеличивается. Это духовный закон, который никто не сможет отменить.

Поэтому и сегодня скорбя в своем сердце, скорбя о своих грехах, которыми мы распинаем Господа, скорбя о том, ради чего Он сегодня унизился, не просто до человеческого образа, а до нашего – скотского… Скорбя об этом, будем припадать к стопам Иисуса, умоляя вместе с благоразумным разбойником, прося прошение: «Помяни мя Господи, когда приидешь во Царствие Твое!» И хотелось бы нам услышать: «Ныне же с Мною будешь в раю». Аминь. Храни вас всех Господь!»

вернуться

Фотографии в альбоме «Великая Пятница» (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):