Мужской подход

День защитника Отечества традиционно считается праздником не только военных, но и всех мужчин. Они – наши защитники, наша опора и поддержка. А помимо военной службы есть и невидимая брань – борьба с живущим в нас ветхим человеком. Духовную борьбу ведет каждый христианин независимо от пола, рода деятельности, местонахождения.

the-portal.ru

Как известно, место особого Божиего присутствия и место самых сильных атак сатаны – это храм. Там, где обилие благодати, особо коварен и враг рода человеческого. И служба в храме, при внешней легкости, воздушности, красоте и блеске есть ни что иное как тяжкий труд и колоссальная ответственность. Здесь не летают пули и нет видимой опасности – но именно здесь человек яростно борется с самим собой, со своими слабостями, пороками, ложными стремлениями. Как сказал германский поэт Фридрих Логау: «Победа из побед – победа над собой». Мужчины в храме – это те же бойцы, и от их отваги, мужества и находчивости зависит не только то, как пройдет служба: от них зависит будущее нашей Церкви и все прочее, что отсюда проистекает. И Сам Бог явил Себя в мужском образе, по премудрому Промыслу, который выше нашего разумения.

В день защитника Отечества хотелось бы уделить особое внимание тем, кто обычно остается в тени: обычным мужчинам, которые свободное время отдают Богу, помогая в храме. Важно заметить, что автор намеренно не затрагивает вопрос священнического служения, хотя это сугубо мужское дело. Столь обширная и многогранная тема заслуживает отдельной статьи.

Издревле мужчине в храме отводилась особая роль. Во времена Ветхого Завета храмовое Богослужение полностью лежало на мужских плечах. Это объясняется, в том числе, характером древней службы: до Христа мир не знал бескровной жертвы. Под оглушительный рев труб в Иерусалимском храме закалалось жертвенное животное: здесь и муки, и кровь. Даже из описания жертвоприношения птиц становится ясно, что ритуальное умерщвление животных происходило тяжело (Талмуд. Трактат Зевахим («жертвоприношения»). гл. 6, ст. 4-6). Талмуд не входит в Ветхий Завет, но оттуда можно почерпнуть ценные сведения о том, как именно выполняли иудеи требования закона. Только мужское сердце, наделенное хладнокровием и выдержкой, способно в подобных условиях продолжать Богослужение.

sk-jewish.ru

Христос коренным образом изменил службу Истинному Богу. Жертва стала бескровной. Богослужение – умным, мысленным, а необходимые ритуальные действия лишь символизируют Божественные истины, устремляют ум горе́. Со Христом появились поразительная красота и гармония, возвышенность и тонкость Богослужения. Такие, что, порою действительно нельзя понять, «на небе мы или на земле».

trunov-dmitry.livejournal.com

Однако мужскую значимость в храме это ничуть не умалило. Именно мужчину Бог наделил достаточным хладнокровием и сдержанность, аналитическим складом ума, чтобы быстро ориентироваться в ситуации, принимать трезвые решения и спокойно продолжать начатое дело. Именно в мужское сердце вложил стремление к лидерству и умение вести людей за собой, жажду интересного, даже опасного, потребность принимать вызов и совершать подвиги. Многие православные мужчины утверждают, что Православие привлекает их именно непрестанной борьбой и напряженностью. Это ежедневная возможностью принять суровый вызов и пересилить себя. Есть множество примеров того, как последователи других христианских конфессий, устав от однообразия и сентиментальности своих собраний, начинали отчаянно искать выход и, в конце концов, оказывались у ворот православного храма. Во всем мире множество мужчин обрели Православие от жажды борьбы, вызова, приключений, найдя то, что всегда искали.

Стоит отметить, что именно в православной церкви в целом наблюдается примерно одинаковое соотношение мужчин и женщин в приходах. Однако в Русской Православной церкви, каким-то образом сложилась невеселая ситуация: мы до сих пор «церковь белых платочков». Ряд священников отмечает «обабленность» наших храмов и служб, утверждая, что все слишком изнеженно и мужчинам быть в церкви просто скучно. Это вызывает улыбку, но порой наши зрелые мужчины не стремятся ходить в храм и проявлять там активность только потому, что «в храме одни бабушки и тетки». И неминуемая в таких условиях женская властность замыкает порочный круг: мужчин нет – за дело берутся женщины, и, глядя на их пылкую активность, те немногие мужчины кто все-таки пришел, предпочитают «постоять в стороне».

Вот такую злую шутку играем мы сами с собой: выдумываем стереотипы и держимся за них, полагаемся на поверхностное впечатление и обманываем себя. А потом скучаем. А между тем, за привычной уже нарядностью нашего Богослужения и завитками фресок, которые каждое воскресенье одни и те же, да и за «белыми платочками», которые как будто могут помешать жаждущему сердцу услышать Бога, скрывается целый мир. Там все: и вызов, и борьба, и головоломки жизни, и чудеса, и радость, и искушение, и победа над ним.

И, безусловно, суровая физическая работа во славу Божию, своего рода встряска, возможность проявить свою силу и ловкость – то, что создано специально для мужчин и неизменно привлекает тех, кто отважился не только прийти в храм, но и помогать. И это совсем не легко, а готовых инструкций, конечно, нет – надо проявлять изобретательность. Ведь любое дело можно сделать тысячей способов, но какой из них лучше? Протереть пыль наверху алтарной стены, наладить возможность проветривания, если окна в старом храме – под куполом, нести хоругви идеально прямо и ровно в течение 2 часов, звонить в колокола так, чтобы люди возносились мыслию к Богу любви и радости, а не убегали, затыкая уши… Без конца быстро подносить и расставлять богослужебные принадлежности так, что прихожане удивляются: «Как же в храме все красиво!». И это лишь малая часть «материальной» стороны загадочного мира, жизнь которого не замечается. А что является главным украшением Богослужения и главным способом донести молитву до людских сердец? Конечно, пение и чтение. Мужской голос несравненно обогащает, оживляет и «укрепляет» службу, а сколько пищи для размышлений находит пытливый мужской ум, читая священные богослужебные тексты и имея возможность осмыслить каждое слово!

Мужчины, имеющие возможность помогать в храме, получают истинное удовольствие от своего дела и обретают то, чего им так не хватает в обычной жизни. Но разве не нужно подтвердить теорию фактами? Может, это просто красивые слова? Трое молодых людей, с большой любовью отдающих свободное время Богу, согласились помочь расставить все точки над i. Получились интереснейшие рассказы, полные неподдельной радости, глубокого осознания красоты и важности своего дела и желания двигаться только вперед.

 

Александр, певчий и чтец

inb.cerkov.ru

Помогаю в храме около 5 лет. Самое сложное здесь – это заставить себя регулярно приходить на службу, ведь, кажется, все вокруг отвлекает от этого. Приходится иной раз себя понуждать. Сложно и приступать к Таинствам, ведь для этого необходимо проделать огромную работу над собой , приходится пересиливать себя. А на клиросе самое важное – это смирение и терпение, которых нам катастрофически не хватает, но без них ничего не работает. Помощь в храме позволяет мне ощутить себя по-настоящему нужным. И я даже не знаю, что мне больше всего запомнилось за время клиросного послушания. Здесь всегда что-то происходит, а глубина Православия просто поражает. К тому же на клиросе время летит незаметно. Гораздо легче переносить многочасовые службы. Хотелось бы пожелать всем нам терпения и смирения. Господь не оставит! Православие намного глубже, чем нам кажется.

 

Алексей, певчий

pravoslavie.ru

Так получилось, что я исполняю клиросное послушание уже 13-й год. Оно включает в себя пение и чтение в составе церковного хора. Поскольку это не просто пение, а служение Богу, и люди через твои уста слышат богослужебные тексты, то одна из главных сложностей – это сосредоточить свой ум на своем деле и попытаться донести это не просто как какой-то нотный материал или текст, а как молитву. Надо помнить, что ты не в концертном зале, а, в первую очередь, предстоишь пред Богом. Каждый в меру своих талантов и сил вносит свой вклад в общее дело. Кто-то может шить облачения, кто-то стирает их, кто-то моет и убирает храм, а кто-то и поёт и читает на клиросе. Помощь в храме – это возможность таким образом послужить Богу.

Думаю, что вера – это неотъемлемая составляющая клиросного дела. Важными в этом деле являются труд, упорство, ответственность, внимательность.

Если задуматься, где интереснее во время службы – на клиросе или просто стоять и молиться, то скажу, что везде есть свои плюсы и минусы, если можно так выразиться. Когда человек просто молится, то у него есть возможность максимально сосредоточиться на молитве. Созданы, так сказать, все условия. Но в силу специфики клиросного служения нужно иметь дело с большим количеством книг, нот, слушать, что говорит регент, и это порой отвлекает от молитвы, но и без этого никак. С другой стороны, находясь на клиросе, как будто бы ощущаешь себя более вовлечённым в службу, в её ход и процесс, имеешь возможность видеть те тексты, которые молящиеся только слышат.

 

Андрей, пономарь

azbyka.ru

Я пономарю в алтаре уже 6 лет. Поначалу самым главным было понять ход службы, знать порядок действий, чтобы быть готовым к исполнению своей роли в храме. Помогая в алтаре, необходимо стараться придерживаться устава храма. Но в послушании алтарника нет ничего запредельного. Оно не требует чего-то сверх того, что может человек. В первую очередь это смирение и терпение. Если человек хочет помогать в алтаре, то ему принесет радость любое поручение, которое попросит исполнить батюшка или старший по званию. А также немаловажно выглядеть опрятно, чтобы достойно нести послушание. Что касается, поручений, то они бывают самые разные: от чистки инвентаря до прочтения записок. И самое ценное для меня в послушании – само присутствие в алтаре, возможность быть рядом с самым святым местом в храме – Престолом, где совершается Евхаристия. А также мне нравится помогать в праздничных мероприятиях, проводимых храмом. Молодежь надо заинтересовывать, ею надо заниматься, учить полезному. В противном случае ей будет заниматься кто-то другой.

Не могу выделить каких-либо отдельных ярких моментов, потому что служба в алтаре сама по себе таинственна. Не все допускаются там присутствовать. Сам ход службы увлекателен. Хочется понять смысл каждого действия, синхронизировать с писанием. Но основное волшебство начинается в праздники. Как для прихожан, так и для тех, кто пономарит в алтаре.

И, по-моему, пономарить гораздо интереснее, чем просто стоять. Можно увидеть со всех уголков то, что многие могут лишь слышать. Время от времени передвигаешься по храму с поручениями. И, как ни странно, устаешь гораздо меньше, чем те, кто просто стоит всю службу.

 

Не стесняйтесь ходить в храм. Помните, что церковь открыта для всех. Нужно только самим протянуть ей руку.

Анна Юровских
23.02.2017 г.

вернуться