«Надо чаще бывать у Креста»

18 марта 2018 года

Великим Постом во многих храмах воскресными вечерами (четыре недели подряд) совершается особая служба – Пассия с чтением Акафиста Страстям Христовым. На Пассии вспоминаются гефсиманские и голгофские страдания нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. По завершении Акафиста читается Евангелие, повествующее о страстях Христовых (в переводе с лат. «пассия» – страдание, страсть): на первой неделе – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна.

В начале Поста по вечерам темнеет еще достаточно рано, свет в храме почти не включается, лики на иконах и лица молящихся освящают лишь лампады и свечи на подсвечниках и в руках прихожан. Люди стараются стоять как можно тише, чтобы не нарушить общего настроя, не пропустить слов молитвы, шорох слышен лишь во время земных поклонов.

 

В снежинском храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского 18 марта совершилась последняя этим Великим Постом Пассия. Читались главы из Евангелия от Иоанна, любимого ученика Господа.

Во время проповеди настоятель храма протоиерей Павел Федосов сказал: «Мы вновь и вновь слышим слова Акафиста, слышим слова Евангелия и, переживая их в своей душе должны понимать, что мы сегодня стоим не здесь – в храме, а 2000 лет назад, там – у Креста Господня. И мы должны понимать, почему мы там стоим – должны осознавать, что мы принесли бремя своего греха, которое Господь взял на Себя, чтобы искупить и исцелить каждого.

Он пришел ради всякого человека, от первого – Адама до последнего, который родится на этой грешной земле до окончания этого земного мира, перед вторым славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа, уже не как миссионера, не как учителя и наставника, не как искупителя, но как праведного судии, требующего отчета, как мы оценили Его подвиг, как мы переживали это в себе. И каким образом мы старались ответить любовью на этот величайший подвиг.

Господь на кресте… но не физические страдания Его томят, как говорит в своем слове на эту пассию преподобный Иоанн Лествичник, чья память сегодня совершается. Его тяготит то, что люди закостенели, затвердели в своих грехах, в своем сердце, ожесточились и озлобились. Только что прибив Его ко кресту, те же воины уже начинают делить Его одежды. Им наплевать на ту боль, которую они уже нанесли, они привыкли это делать. Те, кто пришел Его обвинить – радуются. Не понимая, чему радуются, что получилось, чего добились.

Чему люди вы радуетесь у креста, там? Что Господь распят? Но Он все равно будет любить, и тем и опасна любовь Божия. Что когда она начинает обволакивать человека, а человек недостоин этой любви, то она выжигает в нем настолько большую площадь гнили, что человек становится нежизнеспособен. Т.е. не может грешный человек жить в любви Божией. И мы это видим, но мы это забываем, отвлекаемся и подобно тем людям живем нерадиво. Но страждущий Господь говорит с креста Свое первое слово – Он начинает молиться Своему Отцу. Просить: “Отче, прости им, ибо не выдают, что творят”».

Продолжая проповедь, отец Павел напомнил, насколько тяжело нам бывает молиться, когда у нас что-то болит, а когда болит нестерпимо, мы, порой совсем забываем о молитве. «Каково же было Спасителю на кресте, который не думал о Своей боли, а думал о том, что Его искупительный подвиг не принес пользу этим людям. И умолял Отца, и нас этому учит – в скорбях, в болезнях не впадать в отчаяние, в уныние, а прибегать к молитве, обращаться к Отцу Небесному.

Следующий момент: вместе с Ним распинают двух разбойников. Три евангелиста пишут, что они вместе поносят Спасителя и только Лука пишет, что разбойник с правой стороны сказал, что увидел в нем Царя Небесного. По словам Иоанна Лествичника, в нем еще теплилась искра образа Божия. И когда он увидел, что Тот, Кого поносят на кресте не кричит, не бьется, не истерит, а молится за Своих губителей, осквернителей, за Свое любимое человеческое создание, и просит Отца простить им грехи, в это время благодать коснулась сердца этого разбойника. И он отвечает второму разбойнику, что они то правильно осуждены, “а Он то за что осужден?”. И признавая Спасителя Богом и Царем Небесным, говорит: “Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Свое”. И Господь говорит ему: “Аминь говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”. Не просто Он сказал, “прощаются тебе грехи твои”, а “ныне же будешь со Мной в раю”.

Давайте посмотрим на себя: нас касается ли эта благодать? Не становимся ли мы жестокосерднее с каждым днем? Храм посещаем, молимся. А что делаем во время скорби, когда нам плохо? Мы ищем, кто в этом виноват, с кем бы поругаться. На кого излить эту беду, вместо того, чтобы с этой бедой обратиться к Богу. Следуя советам Святых отцов церкви, мы должны чаще бывать у Креста Господня, видеть, какая цена за нас заплачена, и приносить к этому Кресту все свои скорби, все свои страсти, все свои грехи, ибо ничего от нас Господь не требует, только одного: “Сыне дашь мне твое сердце. И если будут грехи твои багряные, как кровь, которая вопиет от земли на Небо за твои грехи, то паче снега их убелю”. Поэтому мы должны чаще быть у Креста Господня и видеть цену искупления и изливать перед Ним свое сердце. И тогда Господь живой, вездесущий и пребывающий рядом с нами услышит нас и обнимет, как блудного сына, даст лучшую одежду и сделает достойными Царствия Небесного. Аминь».

По завершении службы батюшка вновь напутствовал прихожан: «Пост не тяжел в пище, не тяжел в поклонах, но пост тяжел в борьбе за спасение своей души. Амплитуда взлетов и падений очень большая. Поэтому надо бороться, просить Бога, познавать свои немощи, смиряться и в этом смирении призывать благодать Божию, которая немощного врачует и оскудевающего восполняет и исцеляет от всякого греха душевного и телесного, и помогает нам быть с Богом. Не терять своего человеческого образа, не доходить до безобразия (потери образа Божия в себе), но постепенно его обновлять, восстанавливать и стремиться всегда находиться с Богом, здесь ощущая Его присутствие. И не лишиться Его присутствия там, в Царствии Небесном. Храни вас всех Господь».

 

В связи с тем, что в этот день проходили выборы президента Российской Федерации, утром после Литургии настоятель вместе с прихожанами совершили Молебен на начало доброго дела, молились о том, чтобы сделать правильный выбор (отец Павел постоянно напоминает: «Ничего не делайте без молитвы»), чтобы Господь даровал нам того, кто нам необходим и кого мы заслуживаем.

вернуться

Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):