Праздник призвания

21 мая 2015 года

В этом году 21 мая в одном из наших храмов – домовом храме СФТИ НИЯУ МИФИ – получился двойной праздник: совпали Двунадесятый праздник Вознесения Господня и Престольный праздник – день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, во имя которого и назван храм.

В этот день в домовом храме института совершалась ранняя Божественная Литургия (с 6.30), чтобы желающие прийти на службу, могли успеть на работу. После литургии состоялось чтение акафиста Иоанну Богослову. А в 8:00 в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского совершилась поздняя Литургия с крестным ходом.

Накануне вечером в проповеди во время Вечернего Богослужения протоиерей Павел Федосов сказал, что Вознесение Господне, как и многие православные праздники, немного грустный, от того, что в этот день ученики Христовы – апостолы, остались на земле, как бы одни, их Божественный Учитель вознесся на Небо. И теперь им предстояло самим стать учителями, идти и проповедовать учение Христово. Отец Павел напомнил, что быть «апостолом» призван каждый из нас, а не только священники. Каждый из нас должен, в первую очередь, проповедовать веру своими делами, своими поступками. Батюшка привел интересный случай, как один человек в разговоре с сектантами рассказал им историю: «христианин нанимался на работу к богатому неверующему хозяину. Тот взял его с условием, чтобы работник не говорил ему ни слова о своей вере, о Боге. Человек согласился, и стал трудиться, ни разу не нарушив своего обещания, но трудился, как настоящий православный христианин – на совесть. Хозяин, видя все это, когда работник пришел получить плату за труд, сказал, что и он хочет стать христианином». Если ли у вас такие примеры? – спросил рассказчик, сектанты ответили, что нет… продолжать разговор – не было смысла.

После праздничной литургии, прошедшей в храме института, иерей Павел Беспалов обратился к прихожанам с проповедью: «Пример апостола и евангелиста Иоанна Богослова в полной мере дает нам ощутить радость Вознесения Господня, потому как личное вознесение апостола случилось тогда, когда он взирал на Крестные Страдания Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, стоя у Креста. Господь, указывая на него Божией Матери сказал: «се сын Твой», а апостолу «се Матерь твоя», тем самым усыновляя апостола Иоанна Богослова Божией Матери. Весь род человеческий, в лице апостола, усыновляя Божией Матери, и, самое главное, делая, тем самым, сродниками и братьями по плоти и по благодати Божественной каждого человека приходящего ко Христу.

_DSC8901.jpg

Именно этот апостол, который не испугался, пришел проводить своего Учителя, наследует Великую награду – здесь становясь сродником и братом Господа. Для нас это показатель и основа нашей духовной жизни: единственное, как мы можем приобрести Вознесение на Небеса, это пройдя через страдания. Духовная жизнь строится на сораспятии со Христом, когда мы претерпеваем муки этой жизни, когда себя смиряем, когда себя распинаем. Даже некоторые богословы приводили пример Креста, как образа жизни христианина:

Все наши силы человеческие – духовные, душевные – ум, воля, чувства – даны нам от Бога, направлены к Нему, из нижней точки к верхней по вертикали (если смотреть на крест), но чтобы достичь обожения и Вознесения на Небеса, нам предстоит себя распять, аж в нескольких местах. Самая первая ступенька – заповеди об отношении человека к человеку (шесть заповедей) – чтобы достичь той перекладинки, где ноги Христа. Научиться почитанию старших, родителей, мужей, жен, детей (потому как и апостол Павел говорил, «родители, не раздражайте детей ваших»), научиться не воровать, не убивать, не красть, не только деньги и материальные вещи, но и духовные блага, время. Научимся исполнять первые шесть, достигнем первой ступеньки. Если понудим себя дальше, как этого Господь захотел и благоизволил для каждого, попытаемся исполнить первые четыре заповеди Закона Моисеева – заповеди любви человека к Богу – почитание Бога, не сотворение себе кумира, умение правильно выстраивать духовную жизнь, расставлять приоритеты, что, прежде всего, должно быть церковное стремление, церковное служение, а только лишь потом все остальные житейские суетные дела. Но, прежде всего, желание, стремление послужить Богу через церковь, тем, чем способны: кто-то на клиросе, кто-то в алтаре, кто-то в лавке, кто-то может постирать, кто-то помыть, и не священник должен говорить сделай то-то и то, а мы сами должны приходить и спрашивать, чем я могу быть угоден, чем я могу послужить, могу ли я быть полезен церкви.

Если научимся служить Матери-Церкви, то постепенно-постепенно перейдем к той перекладине, где руки Иисуса Христа. Но и на этом, как мы знаем, Закон Христов не исчерпывается, то, что сказано ранее – это заповеди Ветхого Завета, шесть заповедей о любви друг ко другу и четыре заповеди о любви к Богу, но у нас ведь есть еще те заповеди, которые нас не принуждают именно к любви, и не говорят, если не будете любить – умрете, но дают нам нечто большее, дают нам возможность проявить свою собственную свободу в еще большей полноте, потому как любовь она неисчерпаема.

И это заповеди блаженства. Господь говорит, хотите быть блаженны, получить большую награду, смотрите: нищие духом, алчущие и жаждущие, которые претерпевают скорбь, обман, клевету, … – целых девять ступеней – и это последняя перекладина – табличка, которая служит для нас ориентиром. «Иисус Христос – Царь Иудейский», Царь народа Божия. И каждый из нас призван именно к усыновлению, чему свидетельствует и апостол Иоанн Богослов, что не мы избираем Христа, а Христос нас избирает, и каждый, кто крестился, уже помазан Богом, и Господь уже ему открылся. Он и открывается каждому человеку в той мере, которую человек может воспринять, но, правда, воля человеческая, порой, может противиться… но, если мы волей принимаем, то должны далее следовать. И учиться любви к человеку, к самому себе, учиться любви к Богу, учиться любви к церкви, к соборности, к единству, желать служения, желать видеть свою греховность, и слепоту, и немощь, это все нами должно руководить, руководить ко Спасению.

Вот тот пусть ко Спасению, который нам показывает Господь – страдание и смерть для греха. И только после смерти для греха у человека появляется явная возможность воскреснуть в Жизнь Вечную, сначала в жизнь этого века, а потом и в жизнь будущего века, Вознестись на Небо, и там уже находиться во Славе Божией. И нам, дорогие братья и сестры, желаю в этот столь радостный и замечательный день Престольного праздника этого храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который нам показал пример усыновления Божией Матери, пример братства Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу через свой собственный пример смирения, отсутствия страха, любви к Богу, желания служения, преданности до самых последних секунд жизни Спасителя в этой земной жизни, следует ему уподобляться, и тем самым наследовать Царствие Божией, конца и края которому не будет ни в этом веке, ни в будущем. Аминь».

вернуться

Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):