Книжка-помощница по добротословию

Русский язык нельзя не любить.
Он горд, могуч и многогранен.
Он та невидимая нить, что тянет к родине и к маме.
С ним этот мир красивый такой:
Песен, стихов не счесть.
Он словно друг, язык наш родной,
Лишь с ним мы те, кто мы есть.
Но нам не надо забывать:
Как речь сильна, так и ранима.
Нам надо русский изучать,
Нам надо слушать и читать,
Слагать, и помнить, и творить,
По-русски думать и любить.
Чтобы как прежде, как всегда
Великою была страна.

С душою, говорящею по-русски,
Сергей Шипулин, школа №135

 

На опыте работы воскресной школы города Снежинска
ИНТЕРАКТИВНАЯ КНИЖКА

Вы можете:
— распечатать и раскрасить рисунки,
— дописать диалоги,
— проверить свою культуру речи.

От автора
Зачем нужна эта книжка
Речь и речка
Что говорит Библия о речи?
История первая О немытой посуде
История вторая Пропавший альбом
История третья О трудной задаче
История четвертая Про вкусные пирожки
История пятая Диалог на перемене
История шестая Райкин язык
История седьмая Как избежать двойки?
История восьмая О забытой тетради
История девятая О незабываемой выставке
История десятая Про певицу Вику и про то, что речь может выдавать наши грехи
История последняя (без подсказок) Несыгранная роль
Упражнение для родителей
Размышление помощницы по добротословию (подсказки)

 

От автора

С днем рождения тебя,

«Книжка-помощница добротословия»!

Хочу от души поблагодарить всех, кто помог тебе встать на ноги и побежать к друзьям – девочкам и мальчикам. Свою признательность я адресую тем добрым людям, кто, прочитав рукопись, выразил свое одобрение, высказал полезные советы. Без моральной поддержки автор до сих пор бы держал книжку в нижнем ящике своего стола.

Прошу принять мою сердечную благодарность:

Людмилу Александровну Шкатову, доктора филологических наук, профессора ЧелГУ, председателя Совета по русскому языку при губернаторе Челябинской области;

Бориса Васильевича Константинова, преподавателя русского языка и литературы с 50-летним стажем, известного на Урале организатора народного образования;

Дмитрия Александровича Звездина, кандидата филологических наук, преподавателя основ православной культуры снежинской гимназии.

Книжка написана по материалам уроков добротословия (культуры речи) в воскресной школе храма иконы «Знамение Божией Матери». Ученики этой школы стали соавторами книжки.

 Хочу кое-что пояснить. Может быть, кого-то удивит или даже смутит то обстоятельство, что в тексте мы обращаемся к православным христианам. Это объясняется тем, что рождалась книжка на уроках воскресной школы. Конечно, это не значит, что предназначен учебник только православным людям. Нет, книжка адресована всем, кто говорит по-русски.

Общество друзей доброго слова выходит на бой против слова гнилого!

 

Зачем нужна эта книжка

Много ли добрых слов услышали вы сегодня? А много ли произнесли? Хотелось бы больше? Нам тоже. И, поверьте, этого хочет большинство людей. Почему же целые тучи неприятных, смрадных, вульгарных слов витают вокруг? На улице, во дворе, на школьном крыльце. Возможно, тот, кто произнес дурное слово, не читал Библию, не знаком с учением Христа. Но мы-то с вами — православные христиане — читали и Святое Евангелие, и послания апостолов, слушали проповеди батюшек в церкви, знаем наизусть молитвы, составленные из прекрасных возвышенных слов. Так разве мы можем произносить негодные слова? Гнилое слово да не слетит с уст твоих, – говорит в Новом Завете апостол Павел. К сожалению, следует признать, что речь людей, посещающих церковь, тоже порой страдает «болезнями». Сей печальный факт и заставил нас взяться за составление этой книжки. Мы решили подготовить

КНИЖКУ- ПОМОЩНИЦУ ДОБРОТОСЛОВИЯ,

или пособие по культуре речи.

 

Речь и речка

Как вы думаете, чем речь похожа на речку? Правильно, то и другое течет. У Александра Сергеевича Пушкина даже в стихах об этом сказано:

А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…

Давайте подумаем: а может быть, найдутся и другие одинаковые свойства у речи и у речки?

Бывает речка холодная, а бывает теплая. Так же и речь. У одного человека она теплая, а у другого холодная.

У православного человека речь должна быть теплой. Ведь Бог заповедал нам любить ближнего, а речь любящего человека не может быть холодной.

— Доченька, – говорит мама, – вставай, у тебя много важных дел.

Тепло звучит ее голос, и сами слова греют душу, вызывают радость, создают хорошее настроение.

— Доброе утро, мамочка! – отвечает дочка.

И в доме тепло от теплых слов.

В классе шум, ученики не слушают учителя, он расстраивается, что не может преподать урок, который вечером серьезно готовил. И вот педагог начинает строго вразумлять учеников, речь его становится холодной, можно даже замерзнуть, слушая его. Знакомая картина?

 

Речки есть чистые, а есть грязные. Так и речь бывает чистая, а бывает грязная, даже ядовитая. Что же загрязняет нашу речь?

Во-первых, это слова неприличные. Верующий человек никогда-никогда не должен их произносить, чтобы не навести на всю семью гнев Божий.

Во-вторых, часто проникают в речь слова сами по себе безобидные, но сказанные с целью оскорбить человека. Рассмотрим слово «тупой». Есть тупой угол, тупой карандаш. Но если один мальчик назвал другого «тупой» – значит, он захотел унизить товарища, ударить словом. Это тоже большой грех. Как жаль, что не все это понимают.

Если человек поистине православный, если он стремится жить по Евангелию, его речь не может быть грязной. Господь объяснил нам, что все слова человека исходят из его сердца. Если мы каждый день в молитве искренне будем просить Бога очистить наше сердце от всякого зла, то и речь наша будет с каждым днем все чище, добрее.

Бывают речки красивые, а бывают некрасивые.

Также и речь – бывает красивая, с удовольствием ее слушаешь, а бывает грубая, неприятная. Без конца слышишь про блины и приколы. Разве это красиво? Конечно, нет.

Когда мы с вами стоим в церкви на службе, то слух наш, наше сердце напитываются поэтичными стихами богослужений. Тексты служб составляли святые люди, они имели чистое сердце, любили Бога и всех людей, у них была возвышенная, теплая, красивая речь. Таковы и тексты, написанные ими. А теперь скажите, мои дорогие, если человек питает душу прекрасными словами молитв, то может ли он, выйдя из церкви, говорить слова холодные или злые, вульгарные либо неприличные?

Еще есть речки глубокие, а есть мелкие. Глубокая речь трогает душу, а мелкая скользит по поверхности и никогда не вызовет и не выразит глубоких чувств.

Есть еще речки ленивые. Да-да, ленивые, едва текут, превращаются в болото. Такова речь у человека, кто не трудится над собственной речью, у него в запасе несколько десятков слов: прикольно и еще в этом же роде.

 

Мы бы очень хотели, чтобы наша КНИЖКА-ПОМОЩНИЦА на деле помогала вам избавляться от гнилых и негодных слов и учиться чистой, красивой и теплой речи – добротословию.

 

Что говорит Библия о речи?

Вот что:

Уста праведника — источник жизни.

В устах разумного находится мудрость.

Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слова, сказанные прилично.

Сладкие уста умножают друзей, и доброречивый язык умножит приязнь.

Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

Иной пустослов уязвляет, как мечом, а язык мудрых врачует.

От плода уст своих человек вкусит добро.

Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою.

Если ты вдумаешься в слова Библии, то тебе нетрудно будет найти решение в жизненных историях, которые мы собрали в задачник по добротословию.

 

История первая

О немытой посуде

Коля взглянул на часы и понял, что надо бежать, иначе опоздает на секцию. Но что делать с грязной посудой?! Он тихонько подошел к старшему брату, сидящему за компьютером:

– Костя, помой посуду, пожалуйста, а то я на секцию опоздаю!

———

Как ответит Костя? Прочитайте три варианта:

Вариант А
– Вообще-то сегодня твоя очередь! Если я мою за тебя посуду, то ты за меня выносишь мусор. Идет?

Вариант Б
– Так иди скорее. Я помою.

Вариант В
– Хорошо, брат, я помою. А ты беги на секцию, да осторожнее переходи дорогу.

Какой из трех вариантов самый теплый? Какой наиболее подходит христианину?

Можно ли назвать теплой речь брата в варианте А?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История вторая

Пропавший альбом

Мальчик Ваня чуть не плакал. Куда-то пропал его альбом с марками! Ваня увидел вошедшего в квартиру старшего брата и с надеждой спросил:

– Саша, ты не видел мой альбом?

———

Как, вы думаете, что ответит Саша? Проанализируем три варианта.

Вариант А
– Видел, он по улице бежал.

Вариант Б
– Сколько раз тебе говорили: клади вещи на место. Я ведь не нанимался тебе твои вещи искать!

Вариант В
– Сейчас я помогу тебе, вместе поищем. Только сначала помолимся.

Какой вариант больше всего подходит православному христианину? Почему?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История третья

О трудной задаче

Второклассник Витя решал задачу о том, сколько птиц стало на дереве, если минуту назад их было вдвое меньше. Задача никак не решалась. Витя вздохнул и подошел к старшей сестренке:

– Таня, я задачу не могу решить!

———

Выберите лучший ответ Тани из предлагаемых трех:

Вариант А
– А я при чем? У меня своих уроков много!

Вариант Б
– Ну, давай, читай свою задачу, «отличник».

Вариант В
– Ты все же подумай сам, я сейчас занята, а если не решишь, позже помогу.

Можно ли назвать теплым вариант Б?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История четвертая

Про вкусные пирожки

Бабушка пришла в гости и принесла угощение. Когда внуки наелись пирожков с морковкой и булочек с повидлом, бабушка спросила: «Как дела?»

Первый внук ответил:

– Нормально.

Второй:
– Нормально, троек нет.

Третий:
– У меня все в порядке, учусь, на кружок хожу. А как у тебя здоровье? Какая нужна помощь?

———

Задумайтесь: какой ответ бабушке наиболее приятен?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История пятая

Диалог на перемене

На большой перемене один мальчик сказал другому:

– Тупой!

Как в этой ситуации поведет себя верующий ребенок?

Вариант А
Скажет, не задумываясь:
– От тупого слышу!

Вариант Б
Вздохнет и скажет:
– Плохо тебе: не знаешь ты, что грешишь.

Вариант В
Промолчит. Повернется, уйдет и помолится.

 

История шестая

Райкин язык

Одна девочка была очень вредная. Она любила всех поддразнивать. Особенно ей нравилось показывать детям свой длинный язык. Однажды по дороге в школу она специально перегнала мальчика Вову, чтобы высунуть напоказ язык. Но Вова продолжал идти, не обращая на Райку внимания. Райка шла спиной вперед и тщетно пыталась разозлить Вову своим бессовестным языком. Вдруг она обо что-то запнулась и упала прямо в лужу.

Что скажет Вова?

Вариант А
– Так тебе и надо, Райка.

Вариант Б
– Вот Бог тебя, Райка, и наказал!

Вариант В
– Давай руку, Раиса! Больно ушиблась?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История седьмая

Как избежать двойки?

Трое учеников не принесли на урок географии контурные карты. Учительница решила поставить им двойки и потребовала дневники.

Первый ученик сказал:
– Я забыл дневник дома.

Второй (грубым голосом):
– Пожалуйста!

Третий:
–Извините, Галина Петровна, можно я принесу карту завтра к первому уроку?

———

От какого ответа учительница подобреет?

(Подсказку ищите в самом конце)

 

История восьмая

О забытой тетради

Представим типичную сценку. Ученик приходит в школу, открывает портфель и обнаруживает, что забыл тетрадь по географии.

Что он скажет?

Вариант А
–Блин! Тетрадку забыл!

Вариант Б
– Оладушек! Тетрадь забыл!

Вариант В
– Господи, помоги, чтобы тетрадь не понадобилась.

Вариант Г
– Ох, забыл тетрадь!

Вариант Д
– Вот беда, забыл тетрадь.

В каком варианте, по-твоему, речь самая красивая? А самая некрасивая?

(Если нужна подсказка – в самом конце книги)

 

История девятая

О незабываемой выставке

Девочка вернулась с выставки фотографий.

Папа спрашивает:

– Выставка хорошая?

———

Какой ответ вам больше всего понравился?

Вариант А
– Нормальная.

Вариант Б
– Чудесная выставка.

Вариант В
– Замечательная выставка. Там есть наш храм на рассвете. Так здорово!

Вариант Г
– Отличная выставка. Сходи посмотри.

Вариант Д
– Прекрасная выставка. Как бы я хотела научиться так фотографировать!

Вариант Е
– Запоминающаяся выставка.

Вариант Ж
– Незабываемая выставка.

Вариант З
– Прикольная.

(Подсказку найдете в самом конце)

 

История десятая

Про певицу Вику и про то, что речь может выдавать наши грехи

Вика вернулась со школьного концерта, где она исполняла веселую песню.

Мама спрашивает:

– Вика, ну как ты выступила?

———

Рассмотрим три варианта ответов Вики:

Вариант А
– Нормально.

Вариант Б
– Ой, кажется хорошо. Сначала очень волновалась, но потом успокоилась. Так аплодировали!

Вариант В
– Как всегда! Буря аплодисментов! Все в восторге!!!

Какой ответ выдает тщеславие Вики?

(Подсказка помещена в самом конце)

 

История последняя (без подсказок)

Несыгранная роль

Режиссер Пал Палыч, лауреат одного престижного фестиваля, решил снять фильм о великомученице Екатерине – красивой и мудрой девушке. Ему нужна была исполнительница роли Екатерины в детстве. Ассистенты режиссера стали искать девочку на эту роль.

В трех школах Екатеринбурга провели кастинг. Из 120 желающих выбрали 10, наиболее подходящих своей внешностью: серьезные, скромные, красивые и умные (на вид). Наступил самый важный этап: кинопробы. Нужно было сыграть эпизод, как маленькая Екатерина утешает плачущую подругу. Плакала подруга из-за того, что ветер сломал ее любимый куст гиацинтов.

– Пойми, дорогая, огорчаться мы должны только тогда, когда кого-то огорчаем, – ласковым и возвышенным голосом произносила Екатерина, – гармония в душе важнее природной!

Света Кудрявцева, ученица 6 класса 112 школы, очень хотела сняться в главной роли. «Ведь я так похожа на святую! – думала Света. — Я тоже красивая, тоже люблю разные науки и отлично учусь по всем предметам».

Но случилось неожиданное. Свету даже не допустили до проб. Что же произошло? А вот что. За пять минут до начала съемки у девочки из кармана раздалась приятная мелодия. Она вынула телефон, посмотрела, кто ее вызывает, и сказала в трубку всего 3 слова.

Режиссер спросил:

– А с кем ты сейчас говорила?

– С мамой.

– Вот как, – огорченно произнес режиссер. И, помолчав, сказал твердо:

– Я не буду сегодня тебя снимать. Постарайся меня понять. Как ты можешь играть мудрую святую девочку, если…  ________________________________________

Попытайся угадать, что сказала Света маме по телефону, и продолжи слова режиссера.

 

Упражнение для родителей

– Мама, дай сто рублей. В универмаге марки есть хорошие.

Какой ответ способствует дружбе мамы и сына?

Вариант А
– У нас денег – только на хлеб. Недавно покупал марки!

Вариант Б
– Сынок, деньги будут только через неделю. Потерпи.

Вариант В
– Сынок, давай вместе рассудим. В этом месяце на марки мы потратили 150 рублей. Сейчас тебе нужны кроссовки на весну, а папе дорогое лекарство от аллергии. Ты не подождешь две недели?

(Подсказка – та же, что к истории №7)

 

Размышление помощницы по добротословию (подсказки)

Если глаза – зеркало души, то речь – это голос души.

Именно об этом говорит нам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея (гл. 7. стих.18) Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Это значит, что у хорошего человека не может быть плохих поступков и плохих слов.

Подсказка к историям 1, 2 и 3
Представьте себя на месте того мальчика, которому нужна помощь, и вы поймете, какой ответ самый лучший. Перечитайте в Детской Библии историю о добром самарянине, и вам захочется всегда поступать по-христиански. Аминь!

Подсказка к истории 4
Какой ответ бабушке наиболее приятен, узнай на практике. А если не догадаешься по ее лицу, спроси бабушку, какая фраза ей милее.

Подсказка к истории 5
Вспомни, как оскорбляли Господа и святых, как издевались над ними. Теперь тебе, наверное, понятно, стоит ли православному ребенку отвечать: «От тупого слышу».

Подсказка к истории 6
В одном псалме сказано: Уклонись от зла и сотвори благо.

Подсказка к истории 7
В Библии сказано: Сладкие уста умножают друзей, и доброречивый язык умножит приязнь.

Подсказка к истории 8
В Библии написано: Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слова, сказанные прилично.

Подсказка к истории 9
Помните, что сказал Пушкин о зимнем утре: «Мороз и солнце! День чудесный!» Не сказал же он: «День нормальный»!

Подсказка к истории 10
Есть такая пословица: «Не хвались сам, а жди, когда люди похвалят». В Библии читаем: От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою.

Да хранит ваши уста от сорных слов ваш ангел-хранитель!
Да будет ваша речь теплой, чистой и красивой! Аминь!

 

Слова – не просто звуки

Слова – не просто звуки,
Воздуха сотрясания,
Они нужны, как руки,
Строящие здание.
Словом можно обидеть,
Им оттолкнуть навсегда.
Словом можно возвысить –
Тогда не страшна высота.
Словом можно погладить,
Не прикасаясь рукой.
Словом можно ударить
Так, что хоть плачь, хоть вой.
Слово – не воробей,
Вылетит – не поймать.
Надо слова для людей
Тщательно подбирать.

Полина Молчанова, школа 121

 

КНИЖКА – ПОМОЩНИЦА ПО ДОБРОТОСЛОВИЮ
Автор Г.Правдина
Компьютерная верстка Л.Колениченко
Компьютерный набор Г.Правдина
Иллюстрации Н.Литвинова, С.Москаева
Редактор Л.Серотян
Корректор Л.Серотян

 

Все иллюстрации, приведенные в книжке, можно посмотреть в другом размере и скачать по ссылке.

вернуться