Кыштымский соловей

«Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сотрадания,
Пока мечтами мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание»
А. Дементьев

Светлана Александровна возвращалась с обеденного перерыва в лицей, где она работала психологом. В холле ожидали искавшие ее взволнованные педагоги: «Такую передачу пропустила! — с досадой разводя руками, говорили они. – Лена Дементьева выступала, тебя благодарила и лучшие песни тебе посвятила». «Знаешь как передача называлась? «Кыштымский соловей» — говорили они. – И правда, настоящий соловей!»

Их волнение передалось Светлане, она молчала, не зная что сказать, потом тихо произнесла: «Надо же! Конечно, жаль, что так получилось, но, может быть, передачу повторят», — попыталась успокоить и себя, и коллег Светлана.

Были каникулы. Педагоги приводили в порядок документацию, аудитории, подводили итоги работы за полугодие… Светлана все еще находилась под впечатлением услышанного, и в ее памяти во всех подробностях всплыла история Лены Дементьевой.

-1-

Светлана тогда работала психологом профориентации в строительном лицее, была редактором газеты «Строитель» и радиоклуба «Взгляд». С этого все и началось тогда. «Как много талантливых ребят и девчат в лицее, у большинства тяжелая судьба, и почти никто из них не смог проявить себя. Я должна сделать все, чтобы заинтересовать и увлечь их, превратить работу над выпуском газет и передач в увлекательную деловую игру. Не зря же я два года училась на факультете журналистики», — размышляла Светлана.

Решать эту задачу пришлось долго и трудно. Наконец, родилось братство талантливых корреспондентов, художников и фотографов, дикторов, техников, увлеченных желанием выпускать такие газеты и журналы, которые бы с нетерпением ждал весь лицей. В этот коллектив как-то очень естественно влилась Лена Дементьева, приехавшая из Кыштыма немного позже других. Это была невысокая и тоненькая, хрупкая девушка с пепельными волнистыми волосами и нежными, немного грустными серыми глазами. В ней угадывалась внутренняя светлая сила – любовь к жизни так светилась из ее глаз. Эмоциональная и подвижная, она прекрасно исполняла поручение корректора газеты и диктора.

Редколлегия заканчивала новогодний выпуск газеты — после занятий все собрались в кабинете Светланы Александровны. Разложив на столах будущую газету на пяти листах ватмана, перечитывали, правили статьи, подтирали рисунки, что-то переклеивали, рассматривали карикатуры и подписывали их, спорили при этом и хохотали, что-то доказывая друг другу. Всем хотелось, чтобы газета получилась «классной».

Лена правила статью и наблюдала за суетой. «Почему возле Светланы Александровны всегда так много ребят и девчонок? Я и сама жду, когда настанет час встречи в редколлегии, – в который раз спрашивала себя Лена. И уже почти догадывалась, знала ответ на этот вопрос: – Она любит нас и любит свою работу». «А я? Скоро стану маляром… Правильно говорит наш мастер – эта работа нужная и для кого-то она может быть лучшая. Но я люблю и умею петь. Я хочу быть певицей! Хочу быть на любимой работе, как она. Но я даже не училась в музыкальной школе… И, все таки, попробую! Светлана Александровна – моя последняя надежда. Сейчас, или никогда!» — решила она.

И, как прыжок в неизвестность, как сигнал о спасении, она произнесла:

— У меня есть голос!

Многие с удивлением посмотрели на нее, некоторые засмеялись. Светлана Александровна внимательно взглянула на Лену; эти слова как-то сразу запали ей в душу и, улучив минуту, она подошла к ней:

— Лена, о каком голосе ты говоришь? Ведь у всех есть голос.

— Я пою.

— Как это поешь? – изумилась Светлана Александровна.

— У меня сопрано. И я пою классику.

Светлана Александровна оторопела:

— А почему же ты учишься на маляра?

— Потому, что я не училась в музыкальной школе. Я не знаю нот. Но я выступала на конкурсах. И у меня много наград. Я хотела бы стать певицей, но это, наверное, невозможно, — она отрицательно и безнадежно покачала головой.

Светлана Александровна немного подумала и сказала:

— Хотелось бы послушать как ты поешь.

— Сегодня в Актовом зале будет репетиция. В Новогодней программе я в главной роли, приходите, послушаете меня.

— А нам можно? – загалдели ребята.

— Редколлегии можно, конечно.

Вечером вся редколлегия была в Актовом зале. Лена очень умело входила в свою главную роль, сцена преображалась при ее появлении. Когда Светлана Александровна услышала голос Лены, она решила, что обязательно поможет этой талантливой девочке, и после репетиции подошла к ней:

— Приходи завтра ко мне после занятий. Расскажешь все о себе и мы что-нибудь обязательно придумаем.

Когда на другой день Лена пришла в кабинет Светланы Александровны и они остались с ней наедине, Лена вдруг горько и неудержимо расплакалась, как будто накопившееся в ней за долгие годы горе она хотела выплакать до конца. Она рыдала, уткнувшись в ладони и вздрагивая худенькими плечами, как маленький ребенок. Светлана Александровна настолько была потрясена этим, что едва сдерживала свои слезы. «Что делать? Как помочь этой девушке?» — с грустью подумала она и, закрыв дверь кабинета, быстро вскипятила чай. За чашкой чая Лена постепенно освоилась и рассказала свою историю:

— Мой папа погиб от несчастного случая на работе. Мы с мамой сильно переживала, мама даже болела. Потом поправилась и вышла замуж. У них родился малыш. Я тогда очень обижалась на маму, мне казалось, что она предала меня и папу. Наверное, я была неправа, но было очень обидно, я чувствовала себя чужой в своем доме. И закончив одиннадцать классов, приехала сюда, чтобы скорее уйти из дома и быть самостоятельной.

Светлану Александровну до глубины души тронула судьба Лены, и она поняла, что уже не успокоится, пока не поможет ей.

Вечером ребята собрались в редакции. По-деловому, заложив все как один ручки и фломастеры за уши, они придирчиво проверяли газету в последний раз перед тем как вывесить ее на стенд. Вдруг, неожиданно для себя самой, Светлана Александровна сказала:

— А мы с Леной Дементьевой весной поедем сдавать экзамены в консерваторию, потому что у нее талант, и она мечтает стать певицей.

Ребята притихли и даже вытаращили на нее глаза, кто-то спросил удивленно:

— Вы поедете в консерваторию? А куда?

— В Свердловск, или даже в Москву, в институт Гнесиных.

Светлане Александровне хотелось, чтобы не только Лена, но и все эти, в основном осиротевшие и обездоленные дети поверили, что к мечте надо стремиться, за нее надо бороться, что есть люди, готовые помочь.

Лена, как будто не веря в происходящее, перед уходом удивленно спросила:

— Это правда?

— Да! – твердо ответила Светлана Александровна.

Лена восторженно обняла ее и выпорхнула из кабинета.

Светлана Александровна осталась одна. «Боже! Как же я сделаю все это? Я ведь ничего не знаю о консерваториях, что собой представляют из себя такие учебные заведения и кто в них может учиться. Но назад пути нет…» — в смятении думала она.

Светлана Александровна решила, что им лучше ехать поступать в Свердловске. Она нашла и прочитала в справочнике все о Свердловской консерватории, узнала телефон секретаря директора и, преодолев нерешительность, позвонила. Секретарь внимательно выслушала Светлану Александровну и сказала:

— Мы, конечно, таких не берем. Ведь девочка даже музыкальную школу не закончила. – И, немного подумав, предложила: — Вы говорите, у девочки талант? Тогда приезжайте, может, кто-нибудь вас прослушает и вам повезет.

Сердце Светланы Александровны радостно забилось. «Кто-то свыше, наверное, помогает нам», — подумала она и спросила:

— А когда можно приехать?

— Как можно скорее. Лучше в рабочий день, до двух часов.

В душе Светланы Александровны зажегся огонек надежды. Она, как на крыльях, летела в лицей.

У кабинета, как всегда, полно мальчишек и девчонок, и у всех какие-то неотложные вопросы. Светлана Александровна открыла дверь, дети вошли и быстро сели за столы. И, когда все их вопросы были решены, притихли и уставились на Светлану Александровну. Десятки глаз, казалось, смотрели ей прямо в душу.

— Что-то случилось? – спросила Светлана Александровна.

— А про Лену вы не забыли?

— Конечно нет! На следующей неделе мы едем на прослушивание в консерваторию.

— Куда? – хором спросили ребята.

— В Свердловск.

Кто-то из ребят сорвался с места и убежал, а через несколько минут в кабинет вошла встревоженная и счастливая Лена.

— Это правда? Мы едем на прослушивание?

— Да! И теперь все зависит только от нас.

-2-

И вот они в консерватории. Вахтер, пожилая аккуратная женщина, недоверчиво осмотрела их и – должно быть, это был добрый человек, потому что она внимательно выслушала и спросила:

— Видно, вы издалека приехали. Кто знает, может быть, и правда у нее талант. Прямо не знаю что с вами делать! Почти все уже ушли, остался только Николай Ильич. Он заслуженный артист, станет ли вами заниматься?.. Подождите меня здесь.

Она куда-то ушла.

Прошло минут тридцать. Она вернулась.

— Была у секретаря. Долго же пришлось ей уговаривать Николая Ильича! Он ждет в 21-й аудитории. Это на втором этаже.

Светлана Александровна и Лена разделись и поднялись по мраморным ступенькам. У аудитории они остановились в нерешительности – ведь сейчас будет решаться их судьба. Они обе, можно сказать, тряслись от страха.

— На раздумья и слюни у нас нет времени! Назвался груздем – полезай в кузовок, — сказала Светлана Александровна и постучала в дверь.

— Входите, входите! – услышали они. Навстречу им шел коренастый черноволосый мужчина. – вы что так дрожите? Замерзли, что ли?

Он понял, что они испуганы и предложил сесть.

— Ну, расскажите о себе.

— Я – педагог-психолог в строительном лицее в городе Снежинске. Лена Дементьева учится на маляра. У нее прекрасный голос, у нее талант. Который нельзя загубить. Пожалуйста, прослушайте ее! – горячо говорила Светлана Александровна.

— А вы, Лена, что скажете о себе?

— У меня не было возможности учиться в музыкальной школе. Но я участвовала в конкурсах и почти всегда побеждала. Хочу научиться хорошо петь, быть певицей и работать в театре. Это моя мечта!

Она достала свои грамоты и протянула их артисту. Он мельком взглянул на них и переспросил:

— Так, значит, музыкальную школу вы не закончили?

— Нет, — тихо сказала Лена.

Светлана Александровна боялась, что сейчас он предложит им уйти, и снова обратилась к нему:

— Пожалуйста, прослушайте ее! Ваше мнение нам просто необходимо…

От волнения она плохо соображала что говорит, но ей так хотелось помочь Лене.

— Ну, то, что вы нигде не учились, может, и хорошо, а то у нас, порой, не учат, а только портят. А на эстраде вы, Елена, случайно, не пели?

— Нет! – ответила Лена.

Николай Ильич сел за рояль и пригласил ее стать поближе. Лена вдруг показалась такой трогательно маленькой и беззащитной, что у Светланы Александровны в глазах появились слезы.

— Что же ты споешь?

Лена назвала песню и он начал играть. Но куда пропал голос Лены? Она открывает рот, а голоса нет! Светлана Александровна от волнения даже привстала со стула.

Николай Ильич внимательно посмотрел на Лену и обратился к педагогу:

— Расскажите мне о Снежинске. Говорят, у вас там такое озеро – просто чудо, и рыбалка хорошая. Правда ли это? Я люблю порыбачить.

Светлана Александровна поняла, что он дает возможность Лене прийти в себя.

— Да, у нас чудное, красивое озеро Синара. И рыба в нем разная водится. В нашем городе много заядлых рыбаков.

— Великолепное озеро! Мечтаю там порыбачить.

«Какой это, оказывается, хороший, добрый человек, да еще тонкий психолог» — обрадовалась Светлана Александровна.

Лена пришла в себя, успокоилась и спросила:

— А можно, я спою без сопровождения?

— Да, конечно!

И Лена запела: «В горнице моей светло…». Боже, как она преобразилась! Как звенел ее хрустально-чистый, юный голос, заполняя все пространство аудитории.

— Хорошо, что ты нигде не училась и никакой репетитор тебя не испортил. Но в консерваторию мы тебя взять не сможем. Сначала закончишь музыкальное училище. – Он взял лист бумаги и написал что-то. – Сейчас я позвоню, а вы постарайтесь сегодня же увезти рекомендацию в приемную комиссию училища.

Что делает с человеком счастье! Все вокруг вдруг стало светлым, люди красивыми и добрыми, дома, небо над ними, дороги и машины — все окрасилось в восхитительно яркий цвет под названием радость. Светлана Александровна и Лена успели очень быстро отвезти в музыкальное училище рекомендацию, подписанную заслуженным артистом России, получили там расписание вступительных экзаменов, после чего восторженные и счастливые поехали домой.

-3-

Заканчивался тот учебный год в лицее. У ребят была практика. И приближался день первого экзамена в музыкальном училище.

— Вы, Светлана Александровна, можете везти Дементьеву куда хотите, но за свой счет, — сказал директор лицея. – И оформляйте отпуск за свой счет.

Светлана Александровна оформила отпуск и они с Леной направились в Свердловск. Прибыли к самому началу экзаменов. Взглянув на огромную очередь в холле, они ужаснулись, уже зная, что в училище будет принято всего шесть человек. Пока Светлана Александровна разбиралась с очередью – кто крайний, Лена отошла к самому дальнему окошку и вдруг расплакалась.

— Что это с тобой? – подошла и спросила Светлана Александровна. – Ты учиться-то хочешь?

— Посмотрите сколько народу, мне страшно!

— Ты успокойся и лучше еще раз подумай что и как будешь петь. Много народу! Подумаешь! Еще посмотрим кто кого. Вспомни как провожали нас ребята, они верят нам и ждут нас с победой, — старалась подбодрить Лену Светлана Александровна.

В зал прослушивания они зашли последними изрядно уставшими. Перед входом Светлана Александровна сказала Лене:

— У тебя замечательный голос, ты будешь певицей! Мы просто обязаны победить, хотя бы потому, что у нас нет белого флага.

Лена улыбнулась, они открыли дверь в зал и предстали перед суровой комиссией. Желание во что бы то ни стало победить в этом конкурсе и учиться в музыкальном училище было так велико, что Лена преодолела страх и твердо заявила: «Я буду петь без сопровождения». Ей почему-то никто не возразил. И Светлана Александровна вновь с восторгом и удивлением увидела как преобразилась Лена — ее голос переливался, звенел и трогал до слез. Зал притих.

Потом им предложили подождать за дверью. Минуты ожидания казались вечностью. Наконец дверь открылась и к ним подошла высокая стройная женщина.

— Вы действительно каждый раз приезжаете на прослушивание, и вам негде ночевать? — неожиданно спросила она.

— Да, и сейчас мы опаздываем на автобус.

— Тогда в следующий раз приезжайте с вечера, переночуете у меня, а утром пойдете на прослушивание.

И она объяснила как к ней добраться. Светлана Александровна и Лена тогда не знали, что это была прима Оперного театра.

Они поняли, что успешно прошли самый главный экзамен. Радости их не было конца! Вместе с ними ликовал весь лицей. В газете «Строитель» появилась статья «Мечты сбываются»…

-4-

Светлана Александровна так ушла в воспоминания, что вздрогнула, когда в дверь кабинета постучали. Вошедший художественный руководитель Борис Николаевич обратился к ней:

— Хочешь послушать своего «кыштымского соловья»? Тогда идем ко мне – я записал передачу на магнитофон.

Оказывается, Елена Дементьева выступала с концертом в Челябинске. Со сцены она благодарила своего любимого педагога-психолога Светлану Александровну, которая помогла ей осуществить мечту – стать певицей. И исполнила для нее и те самые песни, с которыми были на прослушивании в консерватории и на экзаменах в музыкальное училище. Для Светланы Александровны сказанное Еленой было самой высокой оценкой ее труда, выше всяких званий и наград.

Эти слова освещают жизнь Светланы Александровны любовью и надеждой, потому что «от жизни человека, от веков и поколений остается на Земле только высокое, доброе и прекрасное, только это».

вернуться