июнь 2015 года
Часть 1. Монсеррат
Огромных размеров горный массив с округлыми вершинами, упирается в небо. От очарования открывающегося пейзажа захватывает дух. Облака, проплывая над вершинами, отбрасывают на землю причудливые тени.
Вокруг этого места живет множество легенд. Согласно одной из них, своими затейливыми формами скалы обязаны спустившимся с неба ангелам, решившим ради забавы распилить их, чтобы сделать ландшафт веселее. И, действительно, сложно поверить, что это творение природы.
Дословно «Монсеррат» означает «расщепленная гора». Выглядит она, действительно, необычно, как нагромождение различного вида скал. Гора Монсеррат уникальна как своими геологическими условиями, так и древним бенедиктинским монастырем, которому более тысячи лет. В базилике, примыкающей к монастырю, хранится святая святых Каталонии – фигурка Святой Девы Монсеррат, известная под именем «Черная Мадонна».
Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10х5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Хобот слона, Лошадь Бернарда.
Статуя Святой Девы Марии с Младенцем на руках привлекает паломников со всего мира. С 1987 года весь природный комплекс, который примыкает к монастырю, объявлен Национальным Парком Каталонии. «Черная Мадонна» – это 95-сантиметровая статуя из черного дерева в золотых одеждах. В Ее левой руке – сфера, как символ вселенной. В руке Младенца – шишка, как символ бесконечной жизни, дарованной нам на небесах.
Считается, что статуя была вырезана из черного дерева евангелистом Лукой и привезена в Испанию апостолом Петром. В 718 году статую спрятали от набега мавров в горах Монсеррат, после чего следы ее потерялись. А в 890-м году случилось чудо – маленькие пастушки гнали стадо овец с горных пастбищ, как вдруг, высоко в облаках вспыхнул яркий свет и растекся по небу, зазвучала проникновенная музыка, а затем он скрылся за скалами. По возвращении мальчики рассказали об увиденном жителям своей деревни. История впоследствии дошла до епископа. Была собрана торжественная процессия, и люди отправились к месту явления небесного света. Там нашли пещеру, в которой находилась фигура Черной Мадонны. Из пещеры слышалось пение ангелов и струился загадочный свет (с тех пор она называется «Santa Cova»). Но едва ее вынесли из пещеры, статуя оказалась такой тяжелой, что ее не смогли даже поднять. Решив, что это знак свыше, статую Девы Марии оставили в пещере, а Монсеррат с тех пор прослыла священной горой. Епископ распорядился возвести на месте находки первый скит. Со временем, на гору Монсератт, стали стекаться паломники со всей Испании. Появилась традиция раз в год посетить Священную гору и чудодейственную статую Девы Марии.
Статуя Святой Девы Марии находится в базилике. В соборе к алтарю по отдельному проходу поднимается очередь. Весь проход – это изумительные по красоте работы мастеров, воспевающих Бога в камне, живописи, дереве и стекле.
Местные жители говорят, что если прикоснуться к руке Девы Марии, то Она поможет с рождением потомства. Под сводами тропы Девы Марии горят сотни маленьких живых огоньков – разноцветных свечей. Образ «Черной Мадонны» считается животворящим, то есть претворяющим наши просьбы к Ней в жизнь. А рядом находится «Зал благодарений» за Ее помощь, где люди, которым Она помогла, оставляют разные вещи.
На горе проходит тропа «Путь Христов», которая символизирует путь восхождения Иисуса Христа на Голгофу. Со смотровой площадки с возвышенности у креста Святого Михаила открывается впечатляющий вид на монастырь и гору Монтсеррат.
Паломничество к Черной Мадонне совершали многие известные личности, в частности святой Игнатий Лойола, который перед алтарем снял с себя оружие и стал религиозным подвижником. Статуя Девы Марии Монсеррат считается покровительницей Каталонии.
Существует традиция, что если жених до свадьбы не приведет невесту на Монсеррат, то их брак не будет крепким. Еще одна Каталонская традиция гласит, что каждой третьей девочке дают в качестве второго имени «Монсеррат», веря, что это гарантия будущего счастья и защиты под крылом Святой Девы Марии.
Народная молва утверждает, что Черная Мадонна дает возможность бездетным женщинам стать матерями, поэтому возле статуи всегда много молодых пар и женщин. Картинная галерея монастыря располагает не очень большой, но содержательной коллекцией живописи разных эпох: Караваджо, Эль Греко, Дали, Пикассо, Дега, Моралес.
Одним словом, прочитав выше написанное в интернете, перед поездкой в Испанию, а конкретно в Каталонию, в местечко Пинеда де Мар, недалеко от Барселоны, я, по приезду на место, на третий день, с женой и старшим сыном отправился в Монсеррат. Поехали мы с экскурсией (на автобусе), потому что иначе прошлось бы добираться сначала до Барселоны, а потом до Монсеррата, и сколько на это ушло бы времени не известно. Пейзажи там, действительно, очень впечатляющие. Скалы самых причудливых очертаний окружают дорогу ещё на подступах к Монсеррату. Высадили нас внизу на станции горного поезда, чтобы не подниматься по серпантину. Горный поезд – это такая электричка с панорамными окнами и зубчатыми колесами под днищем вагона.
Подъём на нем очень комфортный, быстрый и, кроме того, можно насладиться видами, открывающимися из окон. Есть возможность подняться по благоустроенной горной тропе, как поднимаются некоторые местные жители. И, наверное, этот путь более правильный, хотя и намного труднее. С поезда мы вышли сразу к монастырю, предварительно узнав от гида историю монастыря и рекомендации, куда можно сходить.
Место это у туристов и паломников просто мега популярное. Особенно в полдень, когда приезжают экскурсионные автобусы. Первым делом, мы пошли в собор.
Так как проход к статуе Девы Марии открывался только в 12 часов, мы немного погуляли по территории монастыря, зашли в собор, а затем встали в очередь, пока она была не слишком большой. В 12 часов окрыли вход в галерею, ведущую к капелле за алтарём, где находится святыня каталонцев – Черная Мадонна, и мы начали медленно продвигаться.
Собор по праву считается одним из самых красивых в Европе. Стены декорированы картинами, которые являются уникальным собранием каталонской живописи в стиле модерн на религиозные темы.
В центре, опираясь на плиту из зеленого мрамора, сохранившуюся от древнего алтаря, расположен главный алтарь – каменная глыба весом в 8 тонн. Его лицевая сторона выполнена в серебре и глазури. Над алтарем, прикрепленная к венцу-балдахину, возвышается статуя Христа из слоновой кости, приписываемая Гиберти (16 век). Кстати, в соборе в 12 часов поёт хор мальчиков, послушать его собирается очень много народу.
Для справки: хор мальчиков монастыря Монсеррат «Эсколания» считается одной из старейших певческих академий в Европе и славится высоким качеством исполнения духовной музыки. Первое упоминание о хоре мальчиков монастыря Монсеррат относится к XIII веку. Расцвет этой музыкальной школы пришелся на XVII-XVIII вв., когда хор «Эсколания» начал приобретать известность и признание. Сегодня в хоре поют около 50 мальчиков в возрасте от 9 до 14 лет. Мальчики в течение четырех лет живут в монастыре и параллельно с музыкальной подготовкой получают качественное базовое образование. Хор Монсеррата, один из лучших хоров мальчиков в Европе, дает концерты по всему миру и записывает музыкальные диски.
Где-то минут через 40 мы подошли к алтарю, в середине которого на троне «восседает» Дева Мария Монсеррат. Проход внутри очень красивый, расписан фресками известных мастеров. Сама статуя Девы Марии закрыта толстым стеклом, в котором сделано отверстие, через него можно прикоснуться к шару, находящемуся у неё в руке.
Долго задерживаться там нельзя, народу очень много, поэтому прикладываешься на несколько секунд и нужно двигаться дальше. Выходим из капеллы по такому же проходу на улицу и попадаем на тропу Девы Марии, вырубленную в скале, где в углублениях под иконами можно поставить свечи. Свечи у них большие и разных цветов.
Выглядит очень красиво. Затем, выйдя из базилики, мы отправились по тропе к кресту Святого Михаила. Путь довольно длинный, но не сложный.
Дорога облагорожена и уклон небольшой. По пути открываются величественные виды на монастырь и на окружающие горы.
Конечно, самая красивая панорама открывается со смотровой площадки у креста. В таком месте очень хочется задержаться подольше, посидеть, подумать, помолиться.
Немного мешает, правда, большое число туристов, одетых в майки и шорты, но ничего не поделаешь, место популярное. Кстати, в отличие от многих монастырей дресс-код в Монсеррате есть, но не очень строгий. Впрочем, у католиков к этому очень либеральное отношение.
На обратном пути, немного погуляв по горе, мы зашли в музей. Экспозиция, несмотря на небольшие размеры музея, очень хорошая. Есть даже целый зал с нашими православными иконами. Очень странно было видеть их в музее. Можно ещё подняться на фуникулёре на самую вершину горы, но времени до отправления автобуса у нас уже не осталось. Как-то незаметно пролетели 4 часа.
Хотя в таком месте может незаметно пролететь и целый день. Усталости совершенно не чувствуется, а скорее наоборот, ощущаешь какой-то энергетический подъём, хотя и ходил весь день по горе вверх-вниз в быстром темпе.
Обратно мы спускались на автобусе уже по серпантину, и вечером были уже в отеле.
Часть 2. Барселона
Вторым пунктом обязательной программы при посещении Каталонии является поездка в Барселону.
Барселона – очень красивый город и её украшением по праву считается бессмертное творение Антонио Гауди – Храм Святого Семейства. Его называют Библия в камне. Хотя он ещё не достроен, впечатление производит неизгладимое. Собор строится на частные пожертвования, принимаемые исключительно от местных жителей с 1882 г.
Первый проект был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр, на место которого в конце 1883 года был приглашён Антонио Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований каталонцев, что является одной из причин столь длительного строительства. Архитектора при жизни не раз упрекали за столь затянувшееся строительство, на что он всегда отвечал «мой заказчик не торопится».
30 ноября 1925 года была закончена 100-метровая колокольня фасада Рождества Христова, посвящённая апостолу Варнаве. Вообще, каждая из башен символизирует одного из апостолов, из них те, которые выше других, символизируют евангелистов. Эта колокольня оказалась единственной, достроенной при жизни архитектора, отдавшего строительству Храма более сорока лет своей жизни.
Фасадов у храма три. Каждый фасад посвящался одному из трех главных этапов жизни Христа на земле: Рождество, Страсти Христовы и Воскресение (его ещё называют Фасад Славы).
Из них в настоящий момент достроен фасад Рождества Христова, он был построен ещё при жизни Антонио Гауди и часть фасада Страстей Христовых. На фасаде Славы установлены только основания башен.
Планируется, что наивысшей точкой храма будут две башни: 170-метровая центральная башня, посвященная Иисусу Христу, увенчанная крестом, и башня, посвящённая Деве Марии. Высота храма выбрана не случайно. Она на 1 метр ниже горы Монтжуик – самой высокой точки Барселоны. Как говорил Антонио Гауди: «творение рук человеческих не должно быть выше творения Божьего».
Планируется, что к 2026 году храм будет достроен, в этом году исполнится ровно 100 лет со смерти великого архитектора Антонио Гауди.
Храм был освящен 7 ноября 2010 года папой Бенедиктом XVI и был официально объявлен готовым к ежедневным богослужениям.
Кстати, при мне одна из женщин нашей группы спросила у гида: «Как вы относитесь к тому, что Антонио Гауди был сумасшедшим?»
На мой взгляд, он был просто архитектурным гением. Творение которого простому человеку очень сложно понять. Впрочем, это касается всех гениев на земле.
Заключение
Перед поездкой в Испанию меня терзали смутные сомнения. Должен ли я, православный человек поклонятся католическим святыням? Вопрос не простой и не однозначный. Но потом рассудил так. Если считать, что многие из этих святынь появились при зарождении христианства, то тогда ведь не было никаких католиков и православных, были христиане и язычники. Наши предки, кстати, в то время идолу Перуна поклонялись. Поэтому я для себя решил, что если это все-таки христианские святыни, нужно считать их общехристианскими, а не разделять на православные и католические. Как, например, святыни в Иерусалиме. Мы же не считаем их иудейскими, хотя они в Иудее находятся.
Кудинов Вадим
Июнь 2015
фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):