Каслинский монастырь

осень 2022 год

«В конце 60-х гг. [19 в.] в Каслинском заводе поселилась черничка – крестьянская девица села Коневскаго, Екатеринбургскаго уезда, МАТРОНА УЗКИХ. Своим скромным образом жизни, религиозною настроенностию, усердным посещением храма Божия и всегдашнею готовностью помочь всякому нуждающемуся она обратила на себя внимание каслинских жителей и приобрела их уважение. Привлекаемые ее строгим и примерным образом жизни, к ней начали стекаться лица, желавшие посвятить себя служению Богу и людям. Но недостаток средств и неимение подходящего помещения не позволяло Матроне Узких принимать всех желающих поселиться с нею для совместных благочестивых трудов и молитвенных подвигов, и она ограничилась весьма небольшим количеством сестер, сгруппировавшихся около нее. Между тем среди членов Каслинскаго общества начали возбуждаться, сначала неясно, глухо и неопределенно, а затем все определеннее и настойчивее , толки и суждения о необходимости учредить в Каслинском заводе женский монастырь. Наконец, эти одиночные суждения о необходимости женскаго монастыря вылились в опредѣленное и настойчивое желание жителей Каслинскаго завода основать у себя женскую общину. В 1871 году вопрос об учреждении в Каслинском заводе женской общины был поднят на общественном сходе, и Каслинское общество приговором своим не только выразило желание иметь у себя женскую общину, но и предоставило для сей цели особый дом с усадьбою, в конце завода, на так называемом Кыштымском выезде…», – так описывает зарождение женского монастыря в г. Касли на страницах официального издания Екатеринбургской епархии «Екатеринбургские епархиальные ведомости» за 1904 г. С. Павловский.

В конце 1871 года Матрона Узких с сестрами, согласно состоявшегося приговора, приняла этот дом в свое заведывание и поселилась в нем на жительство. С этого времени фактически и было положено начало Каслинскому общежитию.<…>. Архиепископ Пермский и Верхотурский Антоний разрешил сестрам общины носить платье черного цвета, а в духовно-нравственном отношении подчинил их надзору и руководству местных православных священников – благочинного Адриана Парышева и местного протоиерея Михаила Бирюкова. Через три года Каслинское общество подарило общине 40 десятин пахотной земли, а благотворители супруги Даниил Николаевич и Евдокия Ивановна Наседкины – шесть соседних усадебных мест размером 53,3 на 40,3 сажени, построили на них три жилых корпуса, две избы для рабочих людей со всеми необходимыми надворными строениями; в 1876 г. они же купили в 18 верстах от Каслей для общежития 40 десятин пахотной земли у Метлинского помещика К.Н. Кокшарова, где впоследствии была устроена заимка и перенесен подаренный Каслинским обществом дом.

«В 1875 году во главе этого общежития становится …крестьянская дѣвица [Багарякского села] КСЕНИЯ МАКСИМОВ[н]А ЗЕЛЕНКИНА. Указом Пермской Духовной Консистории (от 1 Декабря 1875 года за №10035), она была утверждена первой начальницей сего общежития (до этого времени старшие сестры, стоявшие во главе общежития, не утверждались в своем звании Епархиальным начальством)». Заботясь о насаждении настоящей иноческой жизни среди насельниц каслинскаго общежития, новая начальница завела близкие отношения с чтимым и уважаемым в Уральском крае женским Екатеринбургским Новотихвинским монастырем. Порядки и уклад жизни этого монастыря начали постепенно усваиваться и прививаться и в Каслинском общежитии, а С 1878 ГОДА ОБЩЕЖИТИЕ «ПЕРЕШЛО В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ, — ВЕСЬМА БЛАГОДЕТЕЛЬНУЮ во многих отношениях для общежития, — ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НОВОТИХВИНСКОГО МОНАСТЫРЯ», которая продолжалась до 21 февраля 1901 года.

«Проводя жизнь в постоянных трудах и заботах по изысканию насущных средств и употребляя свободное время для молитвы, начальница общежития и сестры, которых к началу 1878 года было уже 25, сильно скорбели, что у них нет своего храма, где бы они могли свободно , не стесняя других, отдаваться молитве. Приходская церковь удалена от общежития, и это обстоятельство составляло большое затруднение при ее посещении, особенно для больных и во время постов, когда требуется ежедневное посещеніе Богослужения. Своих средств у общежития на построение храма не было, и единственная надежда была на то, что Господь Бог пошлет благодетеля, который отзовется на эту нужду… Таким БЛАГОДЕТЕЛЕМ ЯВИЛСЯ и доселе состоит [напомним – это написано в 1904 г.] ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КУПЕЦ, проживавший и доселе проживающий в Каслинском заводе, потомственный почетный гражданин ИВАН АНДРЕЕВИЧ ТРУТНЕВ. В 1877 году он покупает рядом с общежитием на свои средства усадебную землю и заявляет начальнице общежития Ксении Зелениной, что он желает своим собственным иждивением построить каменную одноэтажную церковь с такою же колокольнею на купленной им земле в честь Казанской иконы Божией Матери, снабдив ее всею необходимою утварью, ризницею и богослужебными книгами. Великую радость испытали сестры, когда узнали про такое щедрое пожертвование благочестиво настроенного Ивана Андреевича, и горячо возблагодарили Господа Бога и Божию Матерь за их небесное покровительство и заступление за обитель».

Епископ Вассиан

По Благословенной грамоте, подписанной епископом Пермским и Верхотурским Вассианом, 10 сентября (ст.ст.) 1878 г. церковь была заложена, а в 1882 г. освящена и приписана к Успенской церкви Каслинского завода. «Храм этот с колокольнею, обнесенный каменною оградою, со всею полною обстановкою, церковною утварью и всеми необходимыми церковными принадлежностями обошелся строителю в 25000 рублей. Кроме г. Трутнева первыми жертвователями на этот храм были: Г.Н.Чиркин, пожертвовавший колокол весом в 6 п. 33 ф., ценою 109 руб., Е.И.Наседкина, пожертвовавшая напрестольное Евангелие в 150 руб., потир с принадлежностями в 200 руб., одежды на престол и жертвенник в 108 руб. и икону Казанской Божией Матери в 75 руб.».

После освящении храма церковное Богослужение во все воскресные и праздничные дни совершали священники Каслинской Успенской церкви. Отсутствие Богослужений в будничные дни тягостно отзывалось на религиозном настроении сестер общежития, и они очень желали, чтобы у них был свой священник. «Тот же благодетель Каслинской обители И .А .Трутнев, и на этот раз приходит на помощь: он жертвует капитал в 4000 руб. с тем, чтобы проценты с него шли в вознаграждение священнику. Со своей стороны общежитие предоставило священнику квартиру, 20 сажен дров и 50 пудов хлеба в год и право пользоваться одною коровою», а в 1895 г. на собранные пожертвования частных лиц и самих сестер было приобретено усадебное место и построен дом со всеми необходимыми надворными постройками, который стал занимать священник, состоящий при этой обители.

С 1878 г. по начало 1901 г. Каслинское женское общежитие юридически находилась под руководством Екатеринбургского Новотихвинского женского монастыря. В 1901 г. Указом Святейшего Правительствующего Синода за № 1320 от 21 февраля было преобразовано в самостоятельную женскую общину с наименованием «Казанско-Богородицкая». Торжество открытия было совершено благочинным монастырей Екатеринбургской епархии игуменом Агафоном (Колесниковым) в сослужении каслинского духовенства.

Игумен Агафон

«26 июня 1902 года начальница общины обратилась к Преосвященному Никанору с ходатайством о разрешении купить для нужд общины находящийся при селе Метлине участок земли в 354 десятины у г.г. Злоказовых за 8000 рублей на пожертвованный для этой цели И.А.Трутневым капитал в 3000 рублей, с рассрочкою недостающей суммы 5000 рублей на 10 лет, с уплатою ежегодно по 500 рублей. <…> Имение это по купчей крепости, совершенной 11 июля 1903 года, закреплено за общиною». С приобретением такого большого участка земли община в материальном отношении еще более окрепла. Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 13 мая 1904 г. за № 4801 Казанско-Богородицкая женская община в Каслинском заводе была обращена в женский общежительный монастырь. В то время в общине было 107 человек (начальница, три монахини, 100 послушниц и трое малолеток).

Начало самостоятельной жизни было ознаменовано добрым и полезным делом: открытием на свои средства женской церковно-приходской школы, в которой ежегодно обучалось от 40 до 60 девочек, проживавших в обители и частично в Каслинском заводе. Монастырь имел свой пахотный надел: сеяли рожь, пшеницу, овес, лен. Профессионально занимались ткачеством, вязанием, художественной вышивкой. Летом же все время у них уходило на полевые работы, по обработке земли. Земли пахотной и частично занятой лесом было вполне достаточно для удовлетворения нужд общины. В хозяйстве было 35 лошадей, 50 голов крупного рогатого скота и 10 овец. Огородничество составляло немалое подспорье в хозяйстве. Состоятельные жители Каслей заказывали у монахинь шерстяные шали, полушалки, вязаные скатерти, верхнюю женскую одежду. Особенным почитанием в монастыре пользовалась икона Божией Матери «Казанская», а с 1904 г. и икона св. Серафима Саровского Чудотворца, освященная на его св. мощах.

Люди шли в обитель и в радости, и в горе за духовным утешением. По воспоминаниям местных жителей на большие праздники монастырь украшался. Особенно красив был на Пасху: во время крестного хода на монастырских стенах зажигали множество свечей, звонили колокола, звучало монашеское пение.

Каслинский Казанско-Богородицкий женский монастырь. Фотография с сайта sobory.ru.

Обитель закрыли в марте 1930 г. С церкви сняли кресты, сбросили колокола, имущество конфисковали. Монахинь и послушниц распустили. Храм разобрали на кирпич местные жители в 1980-90-е гг.

 

К сожалению, сейчас на месте расположения Каслинского Казанско-Богородицкого женского монастыря (современный адрес: ул. Василия Комиссарова, г. Касли) можно найти только 4 старых тополя… Но есть вера и надежда, что, возможно, когда-то обитель будет восстановлена и вновь зазвучат на храме колокола.

Лариса Савелюк (г. Кыштым)

вернуться

Фото Прокудина-Горского. 1909 г. Каслинский завод. На заднем плане — Казанско-Богородицкий женский монастырь.

Священники церкви в честь Казанской иконы Божией Матери
Каслинской женской обители (до 1915 г.):

1. ДИМИТРИЙ КРЫЛОВ (16(29) марта 1894 г. — ? ) – первый самостоятельный священник
2. АЛЕКСИЙ ПАВЛОВИЧ СЕРЕБРЕННИКОВ (? — +28 марта (10 апреля) 1898 г.) – был определен к этой церкви после священника Крылова из Каслинской Воскресенской церкви, в которой был первым священником (храм освящен в 1852 году) и прослужил более сорока лет. Был очень уважаем и любим жителями Каслинского завода всех сословий.
3. ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЯЕВ (1898 г. – 17(30) августа 1905 г.) – 1875 г.р. После обучения во Владимирской Духовной семинарии в 1897 году был рукоположен во иерея. На служение в женское общежитие при Каслинском заводе был направлен в 1898 году (после смерти о. Алексия Серебренникова), а через 7 лет был переведен в приходскую Успенскую церковь этого завода. 17 июля 2002 года священномученик Петр Беляев указом Священного Синода был прославлен в Cоборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (ЖИТИЕ — http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/saints/belyaev ).
4. АЛЕКСАНДР МАКАРИЕВ АРХАНГЕЛЬСКИЙ (17(30) августа 1905 г. – 4(17) июля 1911 г.) – ок. 1875 г.р. На служение в обитель был переведен из Каслинской Успенской православной церкви. В сане священника – с 1896 года, окончил духовную семинарию. Из Каслей был переведен в с.Флоровского рудника к Михаило – Архангельской церкви Верхотурского уезда.
5. ИУДА МИХАЙЛОВИЧ ПРИХОДЬКО (4(17) июля 1911 г. – декабрь 1911 г.) – в Каслинский женский монастырь был переведен из церкви села Комаровскаго, Верхотурского уезда.
6. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЛАРИОНОВ (4(17) декабря 1911 г. – 1915 г. — ?) – ок. 1885 г.р. С 1903 года на ниве Православной церкви служил псаломщиком, с 1905 г. – диаконом в Марии-Магдалининской церкви г. Екатеринбурга (при женской гимназии), примерно с 1910 года – священником в Мариинском заводе Екатеринбургского уезда, откуда и был переведен в Каслинский женский монастырь. Дальнейшая судьба неизвестна.

Фото предоставлено Каслинским краеведом Александром Григорьевым (первоисточник не установлен) под названием «Каслинское духовенство». Сидит четвертый справа — епископ СЕРАФИМ (Голубятников), который возглавлял Екатеринбургскую епархию в период с 1914 по 1917 гг. Предположительно — снимок сделан на территории каслинского Казанско-Богородицкого женского монастыря в период 1914-1916 гг. Рядом с ним сидит справа — по всей вероятности, настоятельница монастыря игумения АГНИЯ. Сидит четвертый слева — будущий священномученик — протоиерей АЛЕКСАНДР Миропольский (1843 — 1918); Стоит второй справа — будущий священномученик ПЕТР Беляев (1875-1918).

Известные начальницы Каслинского общежития-общины-монастыря.

Настоятельницы Новотихвинского монастыря г. Екатеринбурга, под чьим руководством находилось Каслинское женское общежитие в период с 1878 г. по февраль 1901 г.

1. МАТРОНА УЗКИХ – 1871г. – 1875 г. (?) – основательница монастыря, крестьянская девица села Коневскаго, Екатеринбургскаго уезда.

2. КСЕНИЯ МАКСИМОВНА ЗЕЛЕНКИНА – с 1(14) декабря 1875 г. по 1881 г. – по происхождению крестьянская девица Багарякского села , Екатеринбургского уезда. В 1881 году перешла на постоянное жительство в Новотихвинский монастырь, где была пострижена в монашество, с наречением ей имени КОНСТАНЦИЯ.

3. ПАВЛА СТЕПАНОВА (в иночестве ПОЛИКСЕНИЯ) – 1881 -1885 г г.

4. НИНА ПАХНИНА — 1885—1889 гг.

5. ВАРВАРА БОРИСИХИНА (в иночестве ВИКТОРИЯ) – 1890 — 1893 гг.

6. ПОЛИКСЕНИЯ СТЕПАНОВА – с 1894 г . по 1 декабря 1896 г.)

7. АНФИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗАСПАНОВА – 1896 — 1897 гг.

8. МЕГЕТИЯ МИРОНОВА – с 1897 г. по 5(18) июня 1898 г. – в миру Мария Яковлевна Миронова – происходила из крестьян, обучалась в Ново-Тихвинском женском монастыре, где проходила послушание с 1859 года. Приняла постриг в Екатеринбургском монастыре в 1892 году. На протяжении многих лет – с 1859 по 1896 годы – она проходила послушание рукодельницы по золотошвейному производству. В 1896 году Указом Екатеринбургской Духовной Консистории ей было поручено заведование Каслинским женским общежитием. Через два года – 5 июня 1898 года – монахиня Мегетия была определена настоятельницей Покровской женской общины, которая находилась в селе Колчедан, в 65 верстах от города Камышлова.

9. ТАТЬЯНА БУЛАНОВА – с 1898 г. по 1901 г.

10. АНФИЯ ВАСИЛЬЕВНА ЗАСПАНОВА (игумения) – с 28 марта(10 апреля) 1901 г. по 29 апреля (12 мая) 1909 г. – «по происхождению крестьянская девица Сысертского завода, Екатеринбургского уезда. Начало иноческому житию она положила в Екатеринбургском Новотихвинском женском монастыре, куда поступила в 1854 году, а пострижение в монашество приняла в 1884 году. Указом Святейшего Правительствующего Синода, от 29 апреля 1909 года за № 5760, согласно прошения, по преклонности лет и слабости здоровья, была уволена от должности настоятельницы монастыря. В 1915 году числилась как заштатная игумения в монастыре.

11. АГНИЯ (возможно, в миру Акилина Ваганова (???), игумения – с 29 апреля (12 мая) 1909 г. – 1915 г. — ?

фотоальбом (нажать для перехода)