Паломничество к Православному Сердцу России

21-30 июля 2019 год

С 21 по 30 июля сего года по благословению Высокопреосвященнейшего Григория, митрополита Челябинского и Миасского, состоялась первая многодневная паломническая поездка по Святым местам от прихода храма иконы Божией Матери «Державная» г. Снежинска. Главным организатором и старшим по поездке был настоятель снежинских храмов протоиерей Павел Федосов. Кроме снежинцев, участие в паломничестве приняли жители п. Вишневогорск и г. Трехгорный.

Тому, как прошла поездка, какие монастыри и храмы удалось посетить, с какими святынями соприкоснуться, где потрудиться и пожить, посвящен этот номер газеты «Благодарение». Кроме впечатлений и рассказов самих паломников, мы попробуем немножко познакомить вас и с историй монастырей, их подвижников и святынь, и тех мест, где побывали наши прихожане.

В путь. День первый

21 июля по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория группа из нашего прихода отправилась в паломническую поездку по святым местам центральной России. Сначала был план за 10 дней посетить Сергиев Посад, Оптину Пустынь и Вышенский монастырь, попутно заехав в монастыри Шамардино и Боголюбово и переночевав в двух по две ночи. Но жизнь внесла свои коррективы. Перед началом поездки у всех были опасения насчет предстоящих длительных переездов, в том числе и у меня. В июне, проехав в Турции на автобусе всего шесть часов за день, я так устал, что перспектива провести в автобусе 10 дней вызывала некоторое беспокойство. Вообще из нашей группы опыт таких поездок был только у отца Павла.

Из Снежинска выехали мы в 5:10 утра от храма преподобного Сергия Радонежского. Лил сильный дождь, почти ливень. Все утро я пытался заказать такси, вещей было очень много. Но безрезультатно, ни один телефон не отвечал, пришлось идти пешком. Ночью в 2:00 отец Павел отслужил Литургию в честь иконы Божией Матери «Казанская». Перед отправкой отец Иоанн окропил автобус и нас Святой водой. Автобус хороший, KIA, сиденья хорошо откидываются для сна. За первый день пути каждый нашел себе удобное место. Я ехал один впереди, главной моей задачей был сбор паломников после остановок и поиск пропавших. Группа у нас была небольшая – всего 24 человека. В автобусе, рассчитанном на 40 мест, удалось разместиться вполне комфортно. По пути мы взяли на борт трех паломников из Вишневогорска и одну – из Трехгорного.

К вечеру первого дня почти доехали до Казани. По пути батюшка предложил сделать остановку в Раифском Богородицком мужском монастыре. Он находится недалеко от трассы. В нем находится икона Божией Матери «Грузинская».

Приехали мы туда уже в сумерках, немного поплутав по местным дорогам. Зайдя в храм, приложились к иконе. Затем сходили на озеро. Озеро это примечательное тем, что здесь не квакают лягушки. Хотя их там полно. Когда-то один местный монах молился и попросил Божию Матерь, чтобы они ему не мешали. И с тех пор лягушки молчат, даже если их привозят с других водоемов. А когда отвозят назад, снова начинаю квакать. В тот вечер на озере стояла полная тишина. Сфотографировавшись у большой иконы Пресвятой Богородицы на улице, поехали дальше.

В гости к преподобному Сергию

К утру доехали до поселка Боголюбово, недалеко от города Владимира. Там расположен Свято-Богородицкий женский монастырь. В нем находится чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская», явившаяся князю Андрею Боголюбскому на этом самом месте. Территория монастыря очень красивая. Одно неудобство – стены обители расположены вдоль трассы, и стоянка только на другой стороне улицы – пешеходный переход довольно далеко.

Следующей точкой был Сергиев Посад. Но по традиции сначала решили заехать в Хотьково, где в Покровском монастыре покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Там мы пробыли недолго, поклонившись святым мощам, поехали в Лавру. Здесь нас ждал приятный сюрприз: в «Паломнической слободе», так называется местная гостиница, оказались свободные места. Решено было остаться на ночь. Разместившись и немного приведя себя в порядок с дороги, первым делом отправились поклониться мощам батюшки Сергия. А также другим святыням, хранящимся в бывшей келье преподобного.

По пути у могилы архимандрита Кирилла (Павлова) отслужили короткую литию. А затем пошли окунуться в источник преподобного Саввы Сторожевского, расположенный недалеко от крепостных стен. Замечу, что это был первый источник на нашем пути, вода в нем около 4 градусов. Часть нашей группы с опаской встретила это предложение, хотя к концу путешествия уже никто не задумывался о температуре воды, смело купаясь во всех источниках, встречающихся на пути. Исповедь отец Павел устроил для нас прямо в гостинице, выделив для этого одну из комнат. Когда стемнело, мы сходили полюбоваться красивой ночной подсветкой монастыря.

Утром, встав рано, пошли на братский молебен и среднюю Литургию в храм Святой Троицы, где покоятся мощи преподобного. Приложились к открытым мощам прп. Сергия. Отец Павел договорился, чтобы ему разрешили послужить на Литургии. Рядом со мной стояла женщина, которая все время пыталась ухватиться за большую ручку, ограждающую икону на колонне. Стоявший рядом мужчина все время делал ей замечания, что ручки не для этого. У меня тоже было горячее желание посидеть, видимо, сказывался 2-дневный недосып, и, найдя в углу свободное кресло – стасидию, я там очень удобно разместился. Через некоторое время рядом со мной сел тот самый мужчина. И что интересно, его как будто обухом по голове кто-то ударил. Голова у него упала на грудь, и он проспал до конца Литургии, даже не встав на Причастие. Вот уж точно: не делай другим замечания рядом с преподобным Сергием.

Перед отъездом наши водители, которых тоже зовут Сергеями, также сходили поклониться мощам своего Небесного покровителя.

Затем мы отправились в Гефсиманский Черниговский скит, расположенный недалеко от Лавры. Там, немного постояв на молебне перед чудотворной иконой Божией Матери «Черниговской-Гефсиманской» и поклонившись мощам Варнавы Гефсиманского, попросили провести экскурсию по подземной части храма.

В ней находятся еще несколько небольших приделов, кельи-пещеры монахов и подземный источник преподобного Варнавы с целебной водой, который забил после обретения мощей преподобного в пещерах скита. Экскурсия была очень интересной. Перед отъездом окунулись в монастырскую купель, обустроенную на берегу пруда. В нее стекает вода из пещерного источника.

Благословенная Оптина

Следующей на нашем маршруте стала Оптина Пустынь. Приехав туда к вечеру, с удивлением обнаружили, что мест в гостинице не хватает, хотя предварительно бронировали с запасом. Но наш батюшка сумел договориться с руководством, и нам дали комнату из резервного фонда.

Поужинали в монастырской трапезной. Давали манную кашу и порезанную репу. Самое забавное, что до этого я не ел ни того, ни другого, манку с детства не люблю, но в монастыре выбирать не приходится. Удивительно, но оказалось, очень даже вкусно. Хотя при стоимости ужина 30 руб. и обеда 70 руб.

Утром мы сходили на Литургию, затем батюшка, чтобы мы не расслаблялись, попросил выдать нам какое-нибудь послушание. Женскую половину отправили убирать номера в гостинице, стирать и гладить белье, чистить картошку и другие овощи, а мужскую – копать канавки на огороде для посадки малины. Сначала мы их копали, затем закапывали, только уже перегноем. И так до обеда.

С нами работала еще группа молодых людей из Москвы, которые приезжают сюда уже не в первый раз и подолгу тут живут.

После обеда для нас организовали экскурсию по монастырю, показали, в каких храмах покоятся мощи оптинских старцев, рассказали историю монастыря. В часовне, где покоятся мощи убиенных на Пасху 1993 г. новомучеников Василия, Ферапонта и Трофима, мы отслужили литию.

Затем мы поехали в село Клыково, неподалеку от монастыря. Здесь находится монастырь Спаса Нерукотворного, где долгие годы жила матушка Сепфора. Там нам провели экскурсию по домику схимонахини, где она жила, и батюшка помазал нас маслицем из лампадки, стоявшей в ее комнате.

В монастыре два красивых храма – Спаса Нерукотворного и Кукши Киево-Печерского. Последний мне запомнился больше всего своей необычной архитектурой. В нем очень светло, не просто светло, а очень-очень светло. В стенах огромные окна, иконостас из белого мрамора, а часть храма имеет стеклянную крышу, через которую его просто заливает светом.

На стенах в арках растут многочисленные растения. Такое ощущение, что ты не в храме, а в зимнем саду.

Вернувшись к вечерней в Оптину, мы пошли на службу. После службы нас попросили помыть полы в Казанском храме, и наши девушки с радостью согласились, хотя на ужин они не успевали. После вечерней службы каждый день проходит Крестный ход вокруг монастырских стен. Мы в это время обычно стояли у трапезной. Паломников было очень много, и всех за один раз покормить не получалось. Ждать приходилось долго. В тот вечер особенно долго. Пока ждали, к нам присоединились те, кто мыл храм. Но вообще с питанием в монастыре проблем нет, почти всегда работает чайная, в которой можно вкусно перекусить. На следующее утро в 5:00 пошли на братский молебен преподобному Амвросию в Введенский собор, где покоятся его мощи. А затем на раннюю Литургию в Казанском храме. Отец Павел также служил на Литургии, а желающие из нашей группы смогли причаститься Святых Христовых Тайн.

Мне очень запомнился хор монастыря. Пение монахов создавало какое-то особенное молитвенное настроение, особенно пение одного из них. У него был очень необычный голос. Народу в храме было очень много, но места хватало всем.

После Литургии мы пошли грузить вещи в автобус, освободить номера нужно было в 9:00. Вообще-то изначально планировали в этот день тоже поработать в монастыре, но отложить отъезд до обеда не разрешили. Поэтому решили ехать раньше.

Провожать нас вышел игумен монастыря – отец Лаврентий.

Он оказался очень жизнерадостным и общительным человеком, с которым приятно беседовать на любые темы. На прощание он нам напомнил о важности посещения Богослужений: «Чаще посещайте Богослужения, и церковь сама всё сделает, что вам необходимо». И затем сфотографировался с нашей группой. В этот день к нам присоединился еще один паломник – Александр. Парень из Вишневогорска, он несколько месяцев жил в Оптине. И случайно (если есть такое слово у верующих) встретил нас. Денег на обратную дорогу у него не было. И он попросил взять его с собой.

Игумен Лаврентий:
Все мы страдаем от каких-то тяжестей в жизни, сложностей, может, от болезней, но мы должны помнить – самым главным исцеляющим моментом в Церкви является Богослужение, и если мы хотим вернуть свой прежний нормальный здоровый образ, который нам дан от Бога и который мы успели повредить, нам надо чаще посещать Богослужения. Одно молчаливое присутствие, даже если мы просто стоим – молимся, не всегда причащаемся, а тем более участие в Таинствах Исповеди, Причастия, Соборования является самым главным исцеляющим моментом. Если мы хотим стать светлыми людьми, с которыми другим будет приятно общаться, от которых не будут убегать и на другую сторону улицы переходить, говорить: «Она же православная, она в храм ходит, тут ничего не сделаешь», Господь Сам всё сделает. Вы сами даже не понимаете, как сделает.
Все вот ленятся… Чаще слышишь на Исповеди, что утренние, вечерние молитвы не читают. Раньше редко было, что такое услышишь. А сейчас очень часто. В лучшем случае правило Серафима Саровского изобретут. Церковь сама всё сделает, что необходимо вам. И подаст и силы, и понимание, и радость, и слезы даст. А как же без слез? Никак. Но будете ходить на службы, и всё устроится. Молитесь за своих близких, за детей. Иногда бывает так, что они упертые, но от нас должно идти тепло и наши близкие должны говорить это (видеть это в нас).

Монастырь батюшки Амвросия. Шамордино

Далее наш маршрут пролегал через село Шамордино. На подъезде к селу открывается чудесный вид на окрестности. В этом месте снимали фильм «Гусарская баллада».

В Шамордино мы посетили Казанский Амвросиевский женский монастырь, основанный одним из самых почитаемы старцев оптинских – преподобным Амвросием в 1884 г. Архитектура Казанского собора меня очень впечатлила прежде всего размахом. Сам храм площадью около 1000 кв.м. Кроме того, запомнились шикарные вышитые сестрами иконы. Особенно долго я стоял перед Калужским образом Божией Матери.

Любовался итогом многомесячного труда монахинь, на который ушло много разнообразных ювелирных украшений из полудрагоценных камней. А таких икон в храме не одна и не две! Затем мы сходили искупаться в купели «Живоносный источник».

К ней нужно спускаться по довольно крутой лестнице, имеющей около 230 ступенек. Но наши паломники легко их преодолели. После купания, посвежевшие, отправились дальше.

В Дивеево! Через Муром

В первоначальных планах стояло посещение Вышенского монастыря, но так как мы провели незапланированную ночевку в Сергиевом Посаде, планы поменялись. В связи с не очень понятными условиями размещения в Выше, вместо этого решили посетить Дивеево. Путь наш лежал через город Серпухов, куда приехали около 6 вечера. Заехали в Высоцкий мужской монастырь.

Там в Покровском храме находится чудотворная икона «Неупиваемая чаша». Но он открыт только днем, а вечером служба в Зачатьевском соборе, где находится список с этой иконы. Мы немного постояли на вечерней службе и, сфотографировавшись у монастыря, поехали дальше.

Следующей точкой на маршруте был город Муром. Туда мы приехали в 5 утра. Пока бо́льшая часть паломников спала в автобусе, я отправился на разведку. Как выяснилось, Свято-Троицкий женский монастырь открывался только в 6:30. И у меня был «вагон времени» на осмотр местных достопримечательностей.

Поснимав красивый рассвет над монастырскими стенами, пошел на реку Оку, где на набережной стоит внушительных размеров памятник Илье Муромцу. Город Муром интересен, в первую очередь, свой старинной архитектурой. Неширокие кривые улочки, старинные дома, множество старинных храмов и монастырей, почти полная безлюдность в 5 утра, всё это было так не похоже на обычное утро в других городах. Чуть позже на набережную стали подтягиваться и другие наши паломники во главе с батюшкой. В 6:30 мы пошли в монастырь, где приложились к мощам преподобных Петра и Февронии Муромских.

Затем, почти не задерживаясь, поехали в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Здесь, в Спасо-Преображенском соборе, слева от алтаря, и находится гробница Илии Муромца: резной саркофаг с точной скульптурой преподобного, в которую вставлена часть мощей его левой руки.

Поклонившись святыне, отправились в дальнейший путь, чтобы засветло быть в Дивеево.

Дивеево

Приехав в Дивеево около 14 часов дня, не сразу нашли, где поставить автобус. На стоянку у монастыря нас не пустили, улочки узкие, все заставлены машинами. Водители сказали, что сразу ехать дальше без полноценного ночного отдыха будет тяжело. Решили искать ночлег. После двух кругов вокруг монастыря нашли место для остановки, и мы с батюшкой отправились на поиски жилья. Немного походив по улицам, мы смогли договориться о ночлеге с милой женщиной Ниной. У нее большой двухэтажный дом со множеством комнат на сдачу. И она с радостью разместила всю нашу группу всего за 300 руб. с человека.

Разместившись и немного отдохнув, пошли в монастырь. Там как раз шла вечерняя служба. Народу везде очень много. Первого августа – день памяти преподобного Серафима Саровского, и поэтому в Дивеево приехало очень много гостей. Приложившись в Троицком соборе к мощам преподобного, остались до конца службы. После службы с Крестным ходом, возглавляемым сестрами монастыря, пошли на Святую канавку. Идя по ней, нужно 150 раз прочитать молитву «Богородица Дево, радуйся…». Сначала, когда идешь, всё время думаешь, что не успеешь, но на самом деле канавка очень длинная, и времени хватает с запасом. Домой возвращались уже в темноте.

Вечером батюшка устроил Исповедь прямо во дворе нашего дома под фонарем. Мы стояли полукругом и читали по очереди правило ко Причастию. Зрелище было очень необычное и даже какое-то мистическое.

Утром мы пошли на раннюю Литургию. Народу в соборе битком. Подать требы – огромная очередь. К мощам преподобного – тоже, как раньше в мавзолей на Красной площади. Периодически в соборе возникала давка перед причастием и перед крестом. Но, тем не менее, служба пролетела как одно мгновение. Может, женский хор с ангельскими голосами этому способствовал, может, шикарный интерьер собора, может, благодать, которая там буквально разлита в воздухе и которой всё пропитано насквозь. Точно не скажу.

Но пролетела как один миг. Батюшка наш тоже служил на Литургии. После службы мы собирались уже уходить, но монахини попросили мужчин перенести коробки с книгами и иконами с 3-го этажа на 1-й в соседнем здании. Что мы с радостью выполнили. Затем, сделав несколько фотографий монастыря, пошли собираться. За нашим домом, буквально в 200 метрах, расположено несколько святых источников. В одном из них – Божией Матери «Казанская» – мы искупались перед дорогой и набрали воды с собой.

Перед отъездом из Дивеева наша группа подарила отцу Павлу и водителям памятные подарки.

Домой

На обратном пути мы остановились на перевале у города Сим и сделали групповой снимок на фоне Уральских гор. К 22:00 были уже в Снежинске, где отец Иоанн встречал нас колокольным звоном. Сразу же был отслужен краткий благодарственный молебен. Снежинск нас встретил примерно таким же ливнем, какой был перед отъездом.

В заключение хочу сказать, что поездка мне очень понравилась. За 8 дней мы проехали почти 5000 км и посетили 12 монастырей с многочисленными святынями. До этого я мало где был в Святых местах России, кроме Сергиева Посада. Но зато много поездил по загранице, поэтому есть с чем сравнивать. Эта поездка мне просто открыла глаза, на то, что оказывается у нас множество чудесных мест, которые по красоте ничуть не уступают заграничным, а, может, в чем-то и превосходят их. Просто мы их плохо знаем или они не так «раскручены».

За неделю мы посетили главные центры православия нашей страны: Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Оптину Пустынь и Дивеево. Мне по ходу поездки удалось наснимать множество красивых фотографий. И я очень благодарен нашему отцу Павлу, что он организовал такую поездку. Немаловажно, что стоимость этой поездки составила всего 8000 тыс. за дорогу плюс расходы на жилье порядка 1500 руб. Поесть можно сейчас везде и относительно недорого. Во всех местах нам удавалось поселиться за 300 руб. за ночь. На всю поездку лично у меня расходы составили около 13000 руб. Понятно, что у кого-то больше, у кого-то меньше.

Люди в нашей группе подобрались очень удачно, за всю поездку не было никаких проблем. Автобус постоянно мыли, на ступеньки клали свежую траву, чтобы вытирать обувь. Водители были в восторге. У нас одних был такой чистый автобус, и водители других ходили к нам на экскурсию.

Особую благодарность хочу выразить нашим водителям – двум Сергеям. Они очень хорошо себя показали. Благодаря их спокойной манере вождения, в автобусе удавалось вполне сносно поспать, и, тем не менее, мы довольно быстро продвигались по маршруту. Долгих остановок на месте у нас почти не было, вся поездка вышла очень динамичной и насыщенной.

Путешествовать на автобусе оказалось очень удобно и совсем не тяжело, как я думал вначале. В конце поездки это отметили все наши паломники, даже немолодые. В будущем, если такие поездки будут повторяться, я с удовольствием приму в них участие.

Вадим Кудинов, фотограф

 

Протоиерей Павел Федосов:
По милости Божией закончилось наше путешествие, благословленное Богом через нашего Владыку, который, благословив поездку, дал определенные наставления. Видимо, и молился за нас.
За эту поездку мы смогли увидеть нашу православную Россию: сколько молится людей! У нас есть еще надежда на то, что мы в своей вере удержим то состояние мира, которое есть во всем мире, именно молитвой, покаянием и усердием к Богу Российского многонационального народа.
Для меня это была 17 паломническая поездка. Она стала самой лучшей, понятной и благодатной. И мне хотелось бы, чтобы она принесла пользу в сплочении вверенного мне прихода, и это дало бы возможность быстрее строить наш храм.

вернуться

Фотоальбом (еще много, много фотографий можно посмотреть, перейдя по ссылке):