лето 2022 год
9 октября в день памяти апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Престольный праздник отмечает один из старинных храмов Каслинско-Снежинского благочиния – храм в селе Тюбук. Познакомимся с его историей поближе.
В 1886 г. Д.Н. Мамин-Сибиряк, проезжавший через с. Тюбук, писал в путевых заметках «По Зауралью»: «Вид на Тюбук не особенно красив. В глубине темной полосой тянется владельческий лес, а само селение залегло по берегам Синары в низкой болотистой котловине. Общую картину скрашивает белеющая на пригорке церковь…». Упоминание о храме в Тюбуке оставил и путешествовавший по России за сто лет до того ученый исследователь П.С. Паллас: «… В деревне – церковь, господский дом и 20 дворов, все деревянные» («Путешествие…» ч. 2, кн. 1, 1770 г., 18 июня).
∼∼∼
Много веков назад существовала дорога «Аргаш» с севера Урала в древнюю Бухару, проходившая мимо нынешнего Тюбука. «Тюбук» с древнеиранского, пуштунского языка означает «мель», «брод». После 1557 г., тоже через Тюбук, была проложена и дорога с востока на запад, из Тобольска в Казань, эти дороги пересекались у бродного (мелкого) места Синары в Тюбуке.
∼∼∼
Тюбукский храм во имя св. апостола Иоанна Богослова имеет давнюю историю. И история эта, как всегда было на Руси, тесно связана как с историей села, так и в целом всего народа.
Рисунок храма во имя Иоанна Богослова, 1847 г. Из коллекции Николая Юрьевича Попова, жителя с. Булзи, краеведа, члена Уральского историко-родословного общества.
Село Богословское
До покупки тюбукских земель после 1743 г. Никифором Клеопиным (коллежским советником из Екатеринбурга, уже владевшим с 1734 г. землями на Синаре (с. Воскресенское) и оз. Анжалы (с. Клеопино)) территории эти принадлежали т.н. «мещерякам», или крещеным татарам, о которых говорится в дневнике немецкого путешественника 18 в. Иоганна Гмелина: «Тибык аул населен татарами, которые не платят совсем никаких налогов в казну, но обязаны нести казачью службу. Их называют мещеряки» (1 авг. 1742 г.). Никифор Клеопин строит в селе плотину, мукомольню, лесопильню и … на возвышенности возводит храм, деревянный, на каменном фундаменте, с престолом во имя св. апостола Иоанна Богослова. Именно его упоминает в 1770 г. Паллас. И, наверное, деревянный храм был завершен до 1754 г., т.к. тогда Клеопин имение продает.
С момента покупки земли в 1754 г. г-ном Яковлевым Е.Я. у г-на Клеопина Н.Г. с прилегающей к ней Тюбукской деревней жители селения были приписаны к храму села Нововоскресенского (ныне с. Воскресенка Каслинского района). Когда появился собственный церковный приход точно не известно. Но по исповедной ведомости Иоаннобогословского храма за 1793 г. видно, что приход существовал, и в него входили деревни Малобулзинская, Аллатская, Карабольская, Кирпичики. В 1824 г. в Тюбукский приход помимо выше указанных деревень входила и Булзинская деревня.
∼∼∼
Удивительно и значимо то, что куда ни глянь – всюду в селениях старинные храмы располагались в самых живописных местах, на возвышенности, у воды. По такому канону размещен и Иоанновский храм. А по названию храма и село стало именоваться Богословским. Так в судебном документе конца 1797-1799 гг., связанном с вопросами наследования имения, оно упоминается под двойным названием «село Богословское, Тюбуцкое тож», в документе сохранилось и имя священнослужителя Богословской церкви конца 18 в. – священник Лазарь Кузовников. Интересно, что тогда в селе за священнослужителями числилось 4 дома.
∼∼∼
Каменный храм
Деревянный храм простоял до 1820-х годов, в 1827 г. был выстроен красивейший кирпичный, с колокольней, в стиле классицизма с чертами барочной архитектуры. К 1847 г. здание приобрело окончательный вид. Хозяином села того времени был дворянин Ярцев, на чьи деньги и строился храм.
В 1853 г. храм был разделен на два: теплый и холодный. В теплом – Престол в честь Богоявления Господня. С конца 1860-х и по 1873 г. в Иоанновском храме служил и известный в наших краях священник Алексий Ляпустин.
В книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии» за 1902 г. написано, что храм в Тюбуке – с 1823 г. (видимо, уже второй, прим ред.), сгорел от молнии в 1827 г., что приход Тюбука и дер. Аллаки на тот год составил 919 мужчин. Упомянуто, что в селе с 1888 г. существует школа грамотности, которую открыл тюбукский священник в одном из своих домов на ул. Нижней (Ломоносова) и сам начал вести уроки. Да, помимо своего призвания в разрешении духовных задач, церковь занималась и народным просвещением, и даже «социальной статистикой», выполняя функции местного ЗАГСа и архива В метрической книге Пермской духовной консистории Иоанно-Богословской церкви с. Тюбукского Екатеринбургского уезда за 1880 г. зарегистрировано: родов – 56, бракосочетаний – 27, умерших – 38 женщин и 34 мужчины…
Забвение…
Однако службы в храме продолжаются лишь до 1933 г. (по воспоминаниям А.И. Уфимцевой, местной жительницы, еще в 1927 г. они с мужем венчались в тюбукском храме). По данным Е.Г. Овчинниковой, до закрытия храма в нем «служили священник, диакон, трапезник, монахини, звонарь, певчие, сторож. Звонарем был Григорий Иванович Савин, мастер своего дела, умевший разбудить все село необыкновенным перезвоном: в праздничные дни под его перезвон можно было пускаться в пляс. Трапезником и церковным старостой служил Петр Егорович Сугоняев (1866 г.р.)».
А в 1933 г. храм сломали. Власти мотивировали это «идейными соображениями», нуждой в кирпиче для строительства. Страшная картина открывается перед глазами: «Всё село сбежалось смотреть на то, как ломают церковь, многие вообще не могли поверить, что такое возможно», ведь вся жизнь от рождения до смерти воспринималась нераздельной с церковью. «Женщины молились, плакали, люди стояли на коленях перед храмом. Вся территория от церкви до рынка и пруда была заполнена народом». Сначала были спилены кресты, упавший с колокольни крест пробил железную крышу церкви; соорудили леса, по которым спускали вниз кирпичи, и когда купола разобрали, над зданием сделали тесовую крышу. Так в храме Божием организовали сельский клуб, в дальнейшем здание церкви отдали под зернохранилище спиртзаводу, а позднее – Тюбукскому совхозу под тракторные мастерские и электроцех». Рассказывают, что в 60-е в храме размещался шиномонтаж, затем же здание опустело… Лишь молчаливые лики святых напоминали входящим путникам о том, что место сие свято есть.
Возрождение
Спустя почти полвека началось возрождение старинного храма. В 2007 г. была создана православная община, приход зарегистрировали. С 2010 г. верующие стали регулярно собираться в молитвенном доме (по адресу ул. Мира д. 51), где каждую субботу служили молебен.
15 ноября 2010 г. напротив старого храма была заложена плита под строительство часовни на 30-40 человек. Но в этом направлении дело дальше не пошло…
С лета 2011 г. в течение 4-х лет в теплое время года молебны стали служить на территории разрушенного храма, а с наступлением холодов снова возвращались в молитвенный дом.
В 2012 г. владыка Феофан, митрополит Челябинский и Златоустовский, дал благословение на восстановление старого храма. И спустя три года (в 2015 г.) приход из молельного дома перешел в храм. 20 июня 2015 г. совершилась первая Литургия! На ней присутствовало 18 человек. С этого времени в храме каждую пятницу с 15 часов служится Всенощное бдение, а по субботам – Литургия, совершаются Крещение, Соборование, молебны, панихиды, отпевания. С момента возобновления служб и по настоящее время по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова настоятелем храма является священник Владимир Лобанов.
Тепло и уютно
Постоянные прихожане с любовью и душевным теплом рассказывают о храме и жизни прихода. Староста Вера Петровна Тимофеева с июня 2010 г. аккуратным и понятным почерком ведет «Приходской журнал», в котором записываются все службы: когда, где, чья в этот день память, кто служил, сколько было человек. По нему можно прочесть всю историю!
Первое время в храме не было электричества, молились при свечах. К настоящему моменту восстановлена только половина храма, во второй нет даже крыши. Но восстановленная часть радует сердце и душу своим уютом: белоснежные стены, на полу ковры и коврики, на стульях сшитые накидки, бак для святой воды покрыт белой тканью, перевязанной атласной лентой. Много икон: есть и старинные, и современные. На большой образ святителя Николая Чудотворца средства собирали всем приходом.
Горизонтальная икона Спасителя во гробе написана на доске от стола одной из жительниц села, и первые годы именно эту икону полагали на аналое к Пасхе.
Сразу при входе в храм стоят большие шкафы с книгами – библиотека: найти здесь книги по душе может каждый, есть и серьезная духовная литература, и целая полка детских книг и журналов. В отдельной комнате – трапезная. Прихожане с радостью рассказывают, что недавно провели воду, благотворители пожертвовали мебель, микроволновку.
Большую помощь в восстановлении храма оказал глава Тюбукского сельского поселения Ситников Владимир Александрович. В прошлом году он ушел на заслуженный отдых, но и сейчас старается помогать по мере сил.
Храм открыт ежедневно, и каждый день прихожане по благословению настоятеля приходят в храм по определенной очереди (по два человека) и читают Псалтирь, поминая и живых, и почивших. Летом, да и в учебное время, в храм часто заглядывают местные ребятишки: кто-то за всегда приготовленным для них угощением, а кто-то и со знанием дела подойдет к иконам, перекрестится, прошепчет молитву.
О покаянии
За всей внешней, «душевной» стороной, чувствуется и духовная сторона жизни прихода. Служба идет спокойно, с благоговением. Отец Владимир постоянно повторяет: «Главное – думать о спасении. О чем особо рассказывать? Служба идет, значит, приход живет».
Батюшка поясняет: «Дело спасения заключается в очищении сердца от страстей, для этого надо молиться с покаянием. Если человек молится с покаянием, то Бог освящает и просвещает у него ум, душу и сердце. Тогда человек понимает, в чем заключаются его проблемы.
Бог за нас наши проблемы не решит. Бог поможет нам обнаружить наши проблемы, укажет пути их решения, и даст нам силы, чтобы мы смогли справиться с проблемами».
От редакции
В 1957 г. после аварии на «Маяке» в нашем крае произошли большие перемены, жителям многих окрестных населенных пунктов пришлось сменить место своего проживания. С того времени Тюбук стал очень многонациональным, и далеко не все православные. Восстанавливать храм силами небольшого прихода совсем не просто. Всё, что могут, делают своими руками. Все трудятся и несут послушания во Славу Божию.
В храме стоит несколько подаренных приходу колоколов, но установить их в данный момент негде, колокольня разрушена. Большие средства требуются и на оплату коммунальных услуг: электричество, газ.
Для желающих оказать приходу посильную помощь в восстановлении храма приводим банковские реквизиты:
МПРО приход храма в честь «Святого Иоанна Богослова» с. Тюбук
ИНН 7402008690
КПП 745901001
р/с 40703810007330001776
БИК Банка 047501711
К/С 30101810400000000711
ОАО «ЧЕЛИНДБАНК» г. ЧЕЛЯБИНСК
От всего сердца благодарим батюшку Владимира и прихожан за теплую и радушную встречу!
при подготовке использованы материалы, предоставленные Дмитрием Звездиным («Благодарение», сентябрь, №6(89) 2008 г.), краеведом Николаем Юрьевичем Поповым
Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке)