Тюбук. «Служба идет, значит, приход живет»

лето 2022 год

9 октября в день памяти апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Престольный праздник отмечает один из старинных храмов Каслинско-Снежинского благочиния – храм в селе Тюбук. Познакомимся с его историей поближе.

 

В 1886 г. Д.Н. Мамин-Сибиряк, проезжавший через с. Тюбук, писал в путевых заметках «По Зауралью»: «Вид на Тюбук не особенно красив. В глубине темной полосой тянется владельческий лес, а само селение залегло по берегам Синары в низкой болотистой котловине. Общую картину скрашивает белеющая на пригорке церковь…». Упоминание о храме в Тюбуке оставил и путешествовавший по России за сто лет до того ученый исследователь П.С. Паллас: «… В деревне – церковь, господский дом и 20 дворов, все деревянные» («Путешествие…» ч. 2, кн. 1, 1770 г., 18 июня).

∼∼∼

Много веков назад существовала дорога «Аргаш» с севера Урала в древнюю Бухару, проходившая мимо нынешнего Тюбука. «Тюбук» с древнеиранского, пуштунского языка означает «мель», «брод». После 1557 г., тоже через Тюбук, была проложена и дорога с востока на запад, из Тобольска в Казань, эти дороги пересекались у бродного (мелкого) места Синары в Тюбуке.

∼∼∼

Тюбукский храм во имя св. апостола Иоанна Богослова имеет давнюю историю. И история эта, как всегда было на Руси, тесно связана как с историей села, так и в целом всего народа.

Рисунок, 1847 г.

Рисунок храма во имя Иоанна Богослова, 1847 г. Из коллекции Николая Юрьевича Попова, жителя с. Булзи, краеведа, члена Уральского историко-родословного общества.

 

Село Богословское

До покупки тюбукских земель после 1743 г. Никифором Клеопиным (коллежским советником из Екатеринбурга, уже владевшим с 1734 г. землями на Синаре (с. Воскресенское) и оз. Анжалы (с. Клеопино)) территории эти принадлежали т.н. «мещерякам», или крещеным татарам, о которых говорится в дневнике немецкого путешественника 18 в. Иоганна Гмелина: «Тибык аул населен татарами, которые не платят совсем никаких налогов в казну, но обязаны нести казачью службу. Их называют мещеряки» (1 авг. 1742 г.). Никифор Клеопин строит в селе плотину, мукомольню, лесопильню и … на возвышенности возводит храм, деревянный, на каменном фундаменте, с престолом во имя св. апостола Иоанна Богослова. Именно его упоминает в 1770 г. Паллас. И, наверное, деревянный храм был завершен до 1754 г., т.к. тогда Клеопин имение продает.

С момента покупки земли в 1754 г. г-ном Яковлевым Е.Я. у г-на Клеопина Н.Г. с прилегающей к ней Тюбукской деревней жители селения были приписаны к храму села Нововоскресенского (ныне с. Воскресенка Каслинского района). Когда появился собственный церковный приход точно не известно. Но по исповедной ведомости Иоаннобогословского храма за 1793 г. видно, что приход существовал, и в него входили деревни Малобулзинская, Аллатская, Карабольская, Кирпичики. В 1824 г. в Тюбукский приход помимо выше указанных деревень входила и Булзинская деревня.

∼∼∼

Удивительно и значимо то, что куда ни глянь – всюду в селениях старинные храмы располагались в самых живописных местах, на возвышенности, у воды. По такому канону размещен и Иоанновский храм. А по названию храма и село стало именоваться Богословским. Так в судебном документе конца 1797-1799 гг., связанном с вопросами наследования имения, оно упоминается под двойным названием «село Богословское, Тюбуцкое тож», в документе сохранилось и имя священнослужителя Богословской церкви конца 18 в. – священник Лазарь Кузовников. Интересно, что тогда в селе за священнослужителями числилось 4 дома.

∼∼∼

 

Каменный храм

Деревянный храм простоял до 1820-х годов, в 1827 г. был выстроен красивейший кирпичный, с колокольней, в стиле классицизма с чертами барочной архитектуры. К 1847 г. здание приобрело окончательный вид. Хозяином села того времени был дворянин Ярцев, на чьи деньги и строился храм.

В 1853 г. храм был разделен на два: теплый и холодный. В теплом – Престол в честь Богоявления Господня. С конца 1860-х и по 1873 г. в Иоанновском храме служил и известный в наших краях священник Алексий Ляпустин.

В книге «Приходы и храмы Екатеринбургской епархии» за 1902 г. написано, что храм в Тюбуке – с 1823 г. (видимо, уже второй, прим ред.), сгорел от молнии в 1827 г., что приход Тюбука и дер. Аллаки на тот год составил 919 мужчин. Упомянуто, что в селе с 1888 г. существует школа грамотности, которую открыл тюбукский священник в одном из своих домов на ул. Нижней (Ломоносова) и сам начал вести уроки. Да, помимо своего призвания в разрешении духовных задач, церковь занималась и народным просвещением, и даже «социальной статистикой», выполняя функции местного ЗАГСа и архива В метрической книге Пермской духовной консистории Иоанно-Богословской церкви с. Тюбукского Екатеринбургского уезда за 1880 г. зарегистрировано: родов – 56, бракосочетаний – 27, умерших – 38 женщин и 34 мужчины…

 

Забвение…

Однако службы в храме продолжаются лишь до 1933 г. (по воспоминаниям А.И. Уфимцевой, местной жительницы, еще в 1927 г. они с мужем венчались в тюбукском храме). По данным Е.Г. Овчинниковой, до закрытия храма в нем «служили священник, диакон, трапезник, монахини, звонарь, певчие, сторож. Звонарем был Григорий Иванович Савин, мастер своего дела, умевший разбудить все село необыкновенным перезвоном: в праздничные дни под его перезвон можно было пускаться в пляс. Трапезником и церковным старостой служил Петр Егорович Сугоняев (1866 г.р.)».

А в 1933 г. храм сломали. Власти мотивировали это «идейными соображениями», нуждой в кирпиче для строительства. Страшная картина открывается перед глазами: «Всё село сбежалось смотреть на то, как ломают церковь, многие вообще не могли поверить, что такое возможно», ведь вся жизнь от рождения до смерти воспринималась нераздельной с церковью. «Женщины молились, плакали, люди стояли на коленях перед храмом. Вся территория от церкви до рынка и пруда была заполнена народом». Сначала были спилены кресты, упавший с колокольни крест пробил железную крышу церкви; соорудили леса, по которым спускали вниз кирпичи, и когда купола разобрали, над зданием сделали тесовую крышу. Так в храме Божием организовали сельский клуб, в дальнейшем здание церкви отдали под зернохранилище спиртзаводу, а позднее – Тюбукскому совхозу под тракторные мастерские и электроцех». Рассказывают, что в 60-е в храме размещался шиномонтаж, затем же здание опустело… Лишь молчаливые лики святых напоминали входящим путникам о том, что место сие свято есть.

 

Возрождение

Спустя почти полвека началось возрождение старинного храма. В 2007 г. была создана православная община, приход зарегистрировали. С 2010 г. верующие стали регулярно собираться в молитвенном доме (по адресу ул. Мира д. 51), где каждую субботу служили молебен.

Фото из приходского архива.

15 ноября 2010 г. напротив старого храма была заложена плита под строительство часовни на 30-40 человек. Но в этом направлении дело дальше не пошло…

С лета 2011 г. в течение 4-х лет в теплое время года молебны стали служить на территории разрушенного храма, а с наступлением холодов снова возвращались в молитвенный дом.

В 2012 г. владыка Феофан, митрополит Челябинский и Златоустовский, дал благословение на восстановление старого храма. И спустя три года (в 2015 г.) приход из молельного дома перешел в храм. 20 июня 2015 г. совершилась первая Литургия! На ней присутствовало 18 человек. С этого времени в храме каждую пятницу с 15 часов служится Всенощное бдение, а по субботам – Литургия, совершаются Крещение, Соборование, молебны, панихиды, отпевания. С момента возобновления служб и по настоящее время по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова настоятелем храма является священник Владимир Лобанов.

 

Тепло и уютно

Постоянные прихожане с любовью и душевным теплом рассказывают о храме и жизни прихода. Староста Вера Петровна Тимофеева с июня 2010 г. аккуратным и понятным почерком ведет «Приходской журнал», в котором записываются все службы: когда, где, чья в этот день память, кто служил, сколько было человек. По нему можно прочесть всю историю!

Первое время в храме не было электричества, молились при свечах. К настоящему моменту восстановлена только половина храма, во второй нет даже крыши. Но восстановленная часть радует сердце и душу своим уютом: белоснежные стены, на полу ковры и коврики, на стульях сшитые накидки, бак для святой воды покрыт белой тканью, перевязанной атласной лентой. Много икон: есть и старинные, и современные. На большой образ святителя Николая Чудотворца средства собирали всем приходом.

Горизонтальная икона Спасителя во гробе написана на доске от стола одной из жительниц села, и первые годы именно эту икону полагали на аналое к Пасхе.

Сразу при входе в храм стоят большие шкафы с книгами – библиотека: найти здесь книги по душе может каждый, есть и серьезная духовная литература, и целая полка детских книг и журналов. В отдельной комнате – трапезная. Прихожане с радостью рассказывают, что недавно провели воду, благотворители пожертвовали мебель, микроволновку.

Большую помощь в восстановлении храма оказал глава  Тюбукского  сельского поселения Ситников Владимир Александрович. В прошлом году он ушел на заслуженный отдых, но и сейчас старается помогать по мере сил.

Храм открыт ежедневно, и каждый день прихожане по благословению настоятеля приходят в храм по определенной очереди (по два человека) и читают Псалтирь, поминая и живых, и почивших. Летом, да и в учебное время, в храм часто заглядывают местные ребятишки: кто-то за всегда приготовленным для них угощением, а кто-то и со знанием дела подойдет к иконам, перекрестится, прошепчет молитву.

 

О покаянии

За всей внешней, «душевной» стороной, чувствуется и духовная сторона жизни прихода. Служба идет спокойно, с благоговением. Отец Владимир постоянно повторяет: «Главное – думать о спасении. О чем особо рассказывать? Служба идет, значит, приход живет».

Батюшка поясняет: «Дело спасения заключается в очищении сердца от страстей, для этого надо молиться с покаянием. Если человек молится с покаянием, то Бог освящает и просвещает у него ум, душу и сердце. Тогда человек понимает, в чем заключаются его проблемы.

Бог за нас наши проблемы не решит. Бог поможет нам обнаружить наши проблемы, укажет пути их решения, и даст нам силы, чтобы мы смогли справиться с проблемами».

 

От редакции

В 1957 г. после аварии на «Маяке» в нашем крае произошли большие перемены, жителям многих окрестных населенных пунктов пришлось сменить место своего проживания. С того времени Тюбук стал очень многонациональным, и далеко не все православные. Восстанавливать храм силами небольшого прихода совсем не просто. Всё, что могут, делают своими руками. Все трудятся и несут послушания во Славу Божию.

В храме стоит несколько подаренных приходу колоколов, но установить их в данный момент негде, колокольня разрушена. Большие средства требуются и на оплату коммунальных услуг: электричество, газ.

Для желающих оказать приходу посильную помощь в восстановлении храма приводим банковские реквизиты:

МПРО приход храма в честь «Святого Иоанна Богослова» с. Тюбук
ИНН 7402008690
КПП 745901001
р/с 40703810007330001776
БИК Банка 047501711
К/С 30101810400000000711
ОАО «ЧЕЛИНДБАНК» г. ЧЕЛЯБИНСК

 

От всего сердца благодарим батюшку Владимира и прихожан за теплую и радушную встречу!

при подготовке использованы материалы, предоставленные Дмитрием Звездиным («Благодарение», сентябрь,  №6(89) 2008 г.), краеведом Николаем Юрьевичем Поповым

вернуться

Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке)