июнь 2017 года
Земля обетованная, Святая земля, у этой страны много названий. Уже тысячи лет каждый человек, считающий себя христианином, стремится попасть сюда. Раньше для того, чтобы посетить Святую землю, нужны были месяцы, а иногда и годы. Зачастую пилигримам приходилось идти пешком, подвергаться нападениям разбойников, терпеть лишения. Теперь все стало намного проще, быстрее и комфортнее. Но от этого значение такой поездки в Святую землю не становится меньше. Одним словом в Израиль я хотел съездить уже давно. Но все никак не удавалось. И вот в этом году все получилось. И время, и желание, и деньги. Цель поездки была, конечно же, посещение Святых мест, связанных со Спасителем и нашей Православной верой. План поездки составили заранее, с помощью всемирной паутины. Предполагалось, как минимум, посещение Иерусалима, Вифлеема, Назарета и реки Иордан. Для проживания выбрали город Нетания, т.к. он очень удачно расположен. До любого из вышеперечисленных пунктов около часа езды. Проживание там по израильским меркам, достаточно бюджетное. И, кроме того, город находится на Средиземном море, что удобно для пляжного отдыха в дни свободные от поездок.
Нас встретили
Итак, 31 мая мы с женой сошли с трапа самолета в аэропорту Бен Гурион. С безопасностью на израильской границе очень строго. Поэтому, начитавшись постов в Интернете насчет трудностей перехода границы и многочасовых проверок, у нас были легкие опасения. Но как выяснилось – напрасно. У жены спросили только цель приезда. На меня даже не особо смотрели, ничего не спрашивали, отдали паспорт с визовой маркой и пропустили дальше.
Встретили нас несколько необычно, почти у входа нас ждал шикарный белый Мерседес. Думали, будет обычный автобус, в который сажают человек 30 и затем развозят всех по отелям, но встречали только нас с женой. Начало было многообещающим. Водитель – милейший человек, всю дорогу рассказывал про страну и отвечал на наши многочисленные вопросы. Правда, при подъезде к Нетании он спросил, как мы будем рассчитываться. На наш ответ, что трансфер был включен в стоимость тура, он позвонил кому-то, и проблема благополучно разрешилась. : если заказывать её в аэропорту – около 4000 руб. в пересчете на наши деньги. Хотя от аэропорта до Нетаньи ехать недалеко, около 30 км. Но такие уж там расценки. А в стоимость тура трансфер входит обычно по вполне доступной цене. Дорога пролетела незаметно.
По приезду мы изучили список возможных поездок, распределили по датам. Единственное, что в день Святой Троицы 4 июня у нас остался свободным, но мы вовсе не хотелось проводить его на пляже. Был вариант поехать второй раз в Вифлеем, а затем в Горненский женский православный монастырь в Эйн-Кареме, что мы и выбрали.
Знакомство с Кейсарией
Знакомство с христианскими ценностями мы начали очень издалека. Первая поездка была в Кейсарию, где сохранились развалины дворца Ирода Великого.
Того самого, который не смог погубить маленького Спасителя. Кстати, в Израиле о нем представление не такое однозначное как у нас о деспоте и тиране. Там он считается сродни нашему Петру I. Как строитель и реформатор, расширивший свое царство и построивший много новых городов и портов. Кстати, в том числе Кейсарию, которая в свое время дала выход в Средиземное море. Опять же аналогия с нашим Петром I.
В Кейсарии прекрасно сохранился амфитеатр, который до сих пор служит концертной площадкой. Умели же раньше строить…
Сам дворец уцелел только в виде фундамента, который наполовину ушел в море. Море с тех времен поднялось почти на 2 метра. Пр раскопках дворца в Кейсарии была найдена часть плиты, на которой выбито имя тогдашнего военного префекта Понтия Пилата.
Да, это не опечатка он не был прокуратором, как писал Булгаков, он был военным префектом. Так же неплохо сохранился ипподром, где проводились гонки колесниц. На нем даже периодически снимают исторические фильмы. Архитекторы, строившие дворец, были очень умными людьми. Он построен на мысу, на котором в любую жару всегда дует ветер, несущий прохладу с моря. На территории есть так же небольшой музей под открытым небом, где можно ознакомиться с найденными здесь артефактами.
Затем мы проездом посетили Хайфу, где посмотрели так называемые Бахайские сады. Это что-то вроде нашего сочинского дендрария. Оттуда, кстати открывается шикарная панорама города.
Затем наш путь лежал в древний город Акко. Где во времена Крестовых походов у короля Ричарда Львиное сердце была столица.
Там нас ждала увлекательная прогулка по древним, узким улочкам, где сейчас живут исключительно арабы и только одна еврейская семья, занимающаяся изготовлением сувениров и ювелирных украшений. История города ведется, где-то с 2400 г. до н.э., и полна трагических страниц. Город постоянно кто-то завоевывал. Акко был последним оплотом крестоносцев до их полного ухода со Святой земли. Когда остатки войска крестоносцев покидали порт на кораблях они взяли с собой и часть гражданского населения. Но, к сожалению лишь очень небольшую.
Большая часть осталась на милость победителей, в том числе и монахи из христианского монастыря. После того, как город был взят войсками мамлюков султана аль-Ашраф Халиля все гражданское население, мужчины, женщины и дети, а также монахи и монахини были убиты и город залит кровью. На фото как раз то место, куда приходили караваны.
Не уцелел никто. Церковь и монастырь были разрушены. Все это незримо чувствуется, когда находишься там. В городе, кстати, очень хорошо сохранилась крепость крестоносцев. А не так давно в ходе работ было вскрыта её подземная часть.
Вифлеем и Иерусалим
Следующей нашей поездкой было посещение Вифлеема и Иерусалима. В Вифлееме, к сожалению, в настоящее время идет большая реставрация. Все стены и колонны закрыты лесами и завешаны укрывным материалом.
Базилика Рождества Христова – единственный храм а Палестине, сохранившийся в целостности с домусульманского периода. В храме находится очень красивый иконостас, и паникадила, подаренные нашими российскими императорами Александром III и Николаем II.
Желающих в тот день попасть в пещеру Рождества было не мало. Пришлось отстоять около часа в очереди.
Приложившись к Звезде, символизирующей место рождения Спасителя мира, и чудотворной иконе Божией Матери Вифлеемской, мы поехали в Иерусалим.
По пути мы остановились на обзорной площадке, полюбоваться открывающейся панорамой Иерусалима.
В самом Иерусалиме, пройдя через Яффские ворота в Старый город и немного попетляв по узким улочкам, мы неожиданно вышли к Храму Горба Господня.
Причем, очень неожиданно. Улочки там местами шириной метра 2-2.5, что вообще в нашем понимании не улица. Заблудиться можно «на раз».
В храме при входе находится камень Миропомазания на котором помазывали тело Господа нашего Иисуса Христа, после снятия с креста, к которому паломники прикладывают принесенные кресты, иконы для освящения. И, конечно же, прикладываются сами.
Он источает тонкий аромат мирра. Очередь желающих попасть в сам храм Гроба Господня и приложится к камню, где лежал Спаситель была немалая и возник вопрос – стоять или нет.
В кувуклию (небольшая купольная часовня) запускали по 4 человека, причем процесс периодически прерывался небольшими службами разных церквей, находящихся в Храме. Но мы твердо сказали, что будем стоять, и другим пришлось стоять тоже, т.к. гид сказал, что принципы демократии тут не действуют. Если есть желающие – стоят все.
Стояли мы примерно около часа, за это время я успел пройтись по храму, немного поснимать и послушать католическую мессу у Гроба Господня.
Орган играл очень красиво и создавал какое-то торжественное настроение. Этот час пролетел незаметно. По традиции паломники, идущие на Голгофу, держат в руках небольшой деревянный крест. И мы, приложившись к камню в храме Гроба Господнем и взяв в руки свои кресты из оливкового дерева, поднялись на Голгофу. По пути мы опалили пучок из 33 свечей от Благодатного огня.
На Голгофе принято прикладываться к месту, где был установлен крест, которое находится под плитой алтаря и представляющим из себя отверстие в скале Голгофы. На Голгофе есть подсвечник, где принято ставить свечи за своих умерших близких.
Атмосфера в храме сильно отличается от наших храмов. Во-первых, народу очень много, все ходят туда-сюда, во-вторых, дресс-код менее строгий, достаточно чтобы были закрыты плечи, декольте у женщин и колени. Женщинам можно в брюках и с непокрытой головой. И, в-третьих, отсутствую наши «стражи» церковных обычаев – «бабушки», которые все знают и всем делают замечания. Вместо них у входа на лавочке сидят хранители ключей, импозантные арабы-мусульмане, которые всем улыбаются. Это существенное отличие сразу заметно. Не знаю, хорошо ли это или плохо, не мне судить.
В храме мы пробыли, недолго. Программа в тот день была насыщенная. Выйдя из храма и еще немного попетляв по узким улочкам, которые представляют из себя сплошные торговые ряды, начиная от самого Храма, мы вышли к главной иудейской святыне – Стене Плача.
В тот день была суббота – шаббат и у Стены нельзя было фотографировать и пользоваться телефонами. К Стене можно свободно подойти и христианам, только мужчинам необходимо предварительно покрыть голову. Причем одна часть стены предназначена для мужчин, другая для женщин. Зоны отделены забором. Мужская часть ближе к левому краю платформы, месту, где стоял Иерусалимский храм. Теперь там стоит мечеть Аль-Акса. Как говорится: «Свято место пусто не бывает.
Ненадолго задержавшись там, мы двинулись в сторону Елеонской горы. Там располагается всем известное место – Гефсиманский сад. В Гефсиманском саду Иисус Христос молился перед казнью.
Сам камень, на котором Он молился, находится в алтаре Церкви всех наций. Оливы в саду, действительно очень старые, правда немного растет молодых – по 60-70 лет, но они сильно отличаются по толщине от тех, которым уже тысячи лет. Немного погуляв по саду, мы зашли в Церковь всех наций и приложились к камню, на котором молился Спаситель. Затем, немного спустившись с горы, мы зашли в Церковь Успения Пресвятой Богородицы, где находится Её гробница и чудотворная икона Божией Матери – Иерусалимская.
Народу там было немного и мы смогли свободно подойти к Святыне. День пролетел незаметно, и, по правде говоря, Иерусалим мы в полной мере прочувствовать не успели. Но это был только третий день отпуска…
И снова Иерусалим
На следующий день был праздник Святой Троицы и проводить его в отеле был не вариант. Единственной подходящей поездкой в тот день был Вифлием с посещением православного Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме. Чем мы и воспользовались. В автобусе гид сказал, что часть группы едет в Вифлеем, а другой предстоит увлекательный 5-километровый пеший маршрут по Иерусалиму, а затем снова собираемся вместе и едем в Горненский женский монастырь. Мы естественно были записаны в первую группы, но сразу возникло желание поменять планы. Т.к. вчерашняя поездка в Вифлеем показала, что большого смысла второй раз туда ехать нет. Подойдя на очередной остановке к гиду, удалось договориться о переходе в другую группу. Причем совершенно бесплатно. Маршрут по Иерусалиму начался так же, как и накануне – от Яффских ворот, только шли мы уже по другим не менее колоритным улочкам.
В тот день нас провели почти по всем кварталам Иерусалима: арабскому, христианскому, еврейскому. Первым пунктом в программе дня значился как и в предыдущий – Храм Гроба Господня. Напомню, был праздник Святой Троицы, и в Храме было довольно много народу. Хотя большая часть была на ночном Богослужении, и многие окрестные лавки в тот день стояли закрытыми.
Службы разных церквей не прекращались весь день. Мы попали на часть службы Греческой Православной церкви. В кувуклию никого не пускали, но для верующих существует возможность приложиться к небольшой части камня, находящейся на противоположной стороне от входа.
Там есть небольшие дверцы, за которыми крохотное помещение, где сидит монах и где можно приложится к задней части камня, большая часть которого находится в кувуклии. Затем мы снова поднялись на Голгофу. В тот день нас провели по многим уголкам Храма, в которых мы не были в первый день.
Такие как придел Адамовой главы, где можно увидеть через стекло трещину в скале Голгофы, и подземная церковь святой Елены, где под плитой находится часть найденного здесь Честнаго Животворящего Креста.
Затем нас ждал увлекательный маршрут по узким улочкам Старого города, по христианскому, арабскому и еврейскому кварталам. Запомнилась веселая группа девочек из еврейской религиозной школы. Они нам что-то кричали хором, причем все громче и громче. А когда мы отошли от них, наш гид сказал, что они с нами здоровались, но так как мы ничего не отвечали, они поняли, что мы глухие и нечего не слышим.
Многие лавки в тот день были закрыты, и это выглядело довольно непривычно. В конечном итоге мы снова оказались у Стены плача. В этот раз там было очень многолюдно. Очень много школьников привезли на экскурсию.
Затем мы направились к монастырю Дормицион или Успения Пресвятой Богородицы, рядом с которым находится здание с Горницей Тайной вечери и гробницей царя Давида.
Она представляет из себя помещение с колоннами, в котором находится каменный стол. Считается, что на этом каменном столе и проходила последняя трапеза Иисуса Христа с учениками. Хотя современное здание построено над гробницей в XIV веке. Дело в том, что старое здание за прошедшие века не раз разрушалось и перестраивалось. Что особенно хочется отметить, так это то, что на крыше есть ещё и минарет (башня при мечети, для призыва мусульман на молитву), т.к. здание одно время было мечетью. Мусульмане тоже почитают царя Давида как пророка.
Сейчас она не действующая. Такое можно увидеть, пожалуй, только в Иерусалиме. Первый этаж – иудеи, второй – христиане, третий – мусульмане. На наш вопрос почему стол каменный, гид ответил, что считается они ели полулежа, как в Риме.
После мы спустились в гробницу царя Давида, находящуюся на первом этаже здания. Конечно, никаких мощей там уже давно нет, они давно перевезены в разные храмы.
Там, кстати, тоже сделаны раздельные зоны для мужчин и для женщин. На этом наша прогулка по Иерусалиму завершилась и, встретившись с группой вифлеемцев, которые уже вернулись, мы поехали в Горненский монастырь в Эйн-Кареме.
Горненский женский монастырь
Горненский женский православный монастырь находится примерно в 7 км от Иерусалима недалеко от поселения Эйн-Карем, которое считается местом рождения Иоанна Предтечи, а так же встречи Девы Марии с праведной Елисаветой.
Монастырь сейчас подчиняется Московскому Патриархату. В настоящее время в обители проживают 80 сестер. Основной храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери Казанская. А так же камень, на котором проповедовал Иоанн Креститель, перенесенный сюда из окрестностей Иерусалима.
Монастырь находится в потрясающе красивом месте, на склоне горы. Его золотые купола видно издалека. Из самого монастыря открывается не менее потрясающий вид на окрестные долины. Когда-то все эти склоны принадлежали священнику Захария, отцу Иоанна Крестителя, который был по тем временам очень богатым человеком. Атмосфера в монастыре просто волшебная. Каждый уголок ухожен, везде растут разнообразные цветы. Монахини живут в небольших, аккуратных домиках. Мне особенно запомнился монастырский алоэ, размером с наш немаленький куст сирени.
Монахинь в тот день в монастыре не было, напомню, был праздник Святой Троицы, и они уехали в Собор Троицы Живоначальной.
Остались только несколько послушниц на вечернюю службу. Но тем не менее мы смогли недолго постоять в храме, подойти к Святыням, и подать записки. На этом наша программа на тот день закончилась, и мы поехали домой – в Нетанию.
Север Святой земли: Назарет, Галилейское море, река Иордан
Отдохнув один день, мы отправились в заключительную поездку по Святой земле, на север страны. Первым пунктом был город, в котором прошло детство Иисуса Христа – Назарет. По пути мы проехали через долину Армагеддон, где происходило множество кровопролитных сражений. В Назарете мы первым делом пошли в базилику Благовещения. Она представляет собой двухуровневый католический храм, построенный на месте Благовещения Пресвятой Богородицы.
Под храмом находятся раскопки дома праведного Иосифа, мужа Девы Марии.
Кухня дома с порогом, где по преданию стояла Дева Мария, находится на первом уровне внутри храма, ниже уровня земли. Туда можно спуститься по лестнице. На этом месте перед алтарем, находится круг с иерусалимским крестом.
Храм очень красивый и поражает своим размахом. Он один из самых крупных католических храмов в мире. Запомнилось очень интересное изображение Девы Марии на стене храма – в японской одежде вышитой бисером.
Пройдя по обоим уровням, мы вышли на улицу и спустились к раскопкам дома под храмом. Затем вышли во двор, где есть полузакрытая галерея с многочисленными мозаичными изображениями Девы Марии, присланными из разных стран мира. Нет только из России, есть и изображение Божией Матери Казанской с подписью Греция.
Дело в том, что когда создавалась эта галерея, отношения наших церквей было не очень дружественное, и греки прислали наше изображение «как бы от себя».
Затем наш путь лежал на озеро Кинерет, называемое так же Галилейским морем. По пути мы проехали вокруг горы Блаженств – места, где Иисус Христос произнес Нагорную проповедь. Вообще раньше считалось, что проповедь была на вершине Горы Блаженств, и в 1937 году там построили церковь.
Но сейчас считается, что это место находилось значительно ниже, там, где развалины старой церквушки, немного выше дороги. По пути мы заехали в небольшую церковь Святого Петра около озера.
Здесь Иисус Христос в третий раз явился своим ученикам. В алтаре церкви лежит большой камень, на котором согласно преданию Христос с учениками разделил трапезу. Считается, что именно в этом месте Спаситель сказал Петру: «Любишь ли ты меня? … Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15).
Церковь построена на развалинах более древней церкви первого века, от которой остались одни ступени, ведущие к озеру. Когда-то они спускались к самой воде, но сейчас озеро сильно обмелело и до воды довольно далеко. Интересная деталь – на берегу в ряд лежат шесть камней в виде сердец, явно рукотворного происхождения. Откуда они взялись доподлинно не известно.
Кстати, сейчас разработан план по повышению уровня воды в озере. Так как много воды из озера уходит для питьевых целей, планируется использовать для этого опресненную морскую воду.
На озере в тот день было очень жарко, около 37 градусов, что намного жарче, чем на побережье. Там температура обычно не больше 30. Так как было уже давно время обеда, решили заехать в прибрежный ресторанчик и попробовать рыбу, которую ловил апостол Петр. Она продается только в ресторанчиках вдоль озера, вывозить её нельзя. Кстати, по цене очень доступно. Рыба вкусная, на вкус чем-то похожа на нашего большого леща, да и по виду тоже, только почти без костей. И мясо не такое жесткое. Ещё попробовали местные салаты и в том числе настоящий хумус, не как в банках в «Молнии» продается, тот к хумусу вообще дальний родственник.
И ещё нам сварили очень вкусное кофе со свежими финиками. Они гораздо вкуснее, чем сушеные. Если точно, то они вообще не похожи на те, которые продаются у нас. Одним словом, славно пообедали мы в том ресторанчике.
Заключительным пунктом нашего маршрута в тот день была река Иордан. Даже сложно описать словами то удовольствие, когда в плюс 37 градусов погружаешься в прохладную воду Иордана с головой. Вылезать из реки просто не хотелось. Перед купанием по традиции всем необходимо одеть белые рубахи, которые мы купили заранее, но можно купить и на месте, правда дороже.
Вода в реке довольно чистая, сине-зеленоватая. В ней плавает много всякой рыбы и утки. Говорят, даже сомы водятся. Вообще, река кишит живностью.
Место для организации купания очень живописное, кругом лесенки, перила, заборчики. Есть раздевалки с душевыми. Все удобства.
Вообще, по правде говоря, истинное место крещения Иисуса Христа было не в этом месте, но сейчас там считается не очень безопасно, так как не так давно там были вооруженные конфликты.
Еще запомнилась большая группа китайцев, которые не купались, зато бурно обсуждали и все подряд фотографировали и снимали на видео. Купаются, конечно же, не все люди, которые приезжают на Иордан, некоторые просто смотрят. Хотя я считаю, что они многое теряют.
Вообще, китайцев в Израиле отдыхает очень много, они, кстати, никогда не загорают, а наоборот почему-то прячутся от солнца. Даже утром и вечером. Хочется отметить, что в тот день нам очень повезло с гидом Димой, у которого настольная книга – Евангелие и он постоянно приводил цитаты из неё. А то, что мы проезжали в тот день мимо, можно было описать только одними цитатами из Евангелия.
На обратном пути мы заехали в очень красивую греческую православную церковь 12 апостолов на берегу озера.
Одновременно с нами туда приехали несколько батюшек, которые отслужили там краткий молебен. Церковь небольшая, но очень красивая, особенно роспись внутри. Построил её и поддерживает один священник. Вокруг церкви у него заложен фруктовый сад, хозяйственные постройки с живностью, в саду свободно разгуливают павлины, которые ночью спят на близлежащих деревьях. Одним словом это такой небольшой «кусочек рая на земле». На этом наш заключительный насыщенный день закончился, и мы поехали назад в Нетанию.
Эпилог
Насыщенная поездка в Израиль завершилась. Как говорил наш один весёлый израильский друг: «Удалось в эти 7 дней вместить невместимое и впихнуть невпихаемое». Конечно, мы объехали далеко не все места, которые было бы интересно посетить, но уж как получилось. Изменилась ли моя жизнь после этой поездки? Да нет, наверное. Все примерно так же. Хотя каждое путешествие чем-то нас обогащает, хотя мы это и не сразу осознаем. Иногда на осознание уходит немало времени. Просто появилось то приятное чувство, которое бывает, когда закончишь очень важную и трудную работу. И что немаловажно, сделаешь её хорошо. Поехал бы я ещё раз? Наверное, да. Потому что в этой стране, как показала вторая поездка в Иерусалим, каждый раз открываешь для себя что-то новое. И вообще в Израиле мне очень понравилось. Там везде огромный пласт истории. Масса христианских святынь.
Хороший климат. Отношение людей друг к другу, к своим престарелым родственникам. Например, каждый вечер на центральную площадь города выкатывают десятки колясок с престарелыми людьми. Там они общаются друг с другом, сидят в кафе и не сами по себе, а со своими детьми и внуками. И так каждый вечер. У нас такую связь поколений не часто встретишь. Безопасность, хотя нам СМИ постоянно твердят обратное. Был как-то раз свидетелем: на пляже как-то появились трое молодых людей подозрительной внешности, так в течении 5 минут к ним с трех сторон подошли люди в черной форме и вместе с вещами их увели куда-то на проверку. Нас, кстати, с нашими светлыми лицами вообще ни разу не проверяли, только сумки в тех местах, где проверяют у всех. Там даже не надо никуда звонить, везде стоят видеокамеры, а в Иерусалиме вообще на каждом углу. Затеряться в толпе невозможно. Языкового барьера там нет как такового. Я по привычке выучил несколько фраз на Иврите, но по факту они мне ни разу не пригодились. Все вокруг говорят на русском. Очень много наших бывших соотечественников. Чистое, теплое море. Шикарные дороги, которые нам и не снились, конечно в этом большая заслуга климата в котором асфальт не разрушается.
Очень понравилось то, что почти в каждом городе есть большие пешеходные зоны, где перемещаться можно максимум на небольших электромобилях или трициклах. Ими обычно пользуются пожилые люди, которым трудно ходить. Ещё интересное наблюдение – то, что при большом количестве машин, гораздо большем, чем у нас в городах, выхлопными газами вообще не пахнет. Видимо в этом заслуга современных технологий, так как автопарк в Израиле довольно молодой, старых машин как у нас, практически нет. Очень понравилось то, что почти везде можно фотографировать, никто тебе ничего не скажет. Хотя ездил я не для того, что бы сфотографировать все и вся. Все-таки это был отпуск, а не работа.
Уровень жизни очень высокий, хотя это и означает, что жилье, продукты и др. очень недешево стоит. А точнее очень дорого. Но и уровень зарплат в Израиле очень высокий. Хотя и работать там приходится всем и довольно много.
На этом, свой небольшой рассказ про Израиль, хотелось бы завершить. Тем, кто дочитал до конца, большое спасибо. Надеюсь, я вас не слишком утомил своим повествованием. Писал больше для себя, потому что из памяти много чего со временем стирается, да и устал отвечать на вопрос: «Ну что, как съездил?»
Вадим Кудинов
июнь 2017 г.