Туда, где ждут

Что может быть лучше автопутешествия по родному краю в кругу друзей, да при хорошей погоде? – Наверное, еще более длительное путешествие. Так 19 мая студенты НИЯУ МИФИ совершили краеведческую экскурсию по окрестным селам и храмам, встретились с интересными людьми, пополнили свой запас знаний о малой родине. С кратковременными остановками – для осмотра местных достопримечательностей – они побывали в четырех населенных пунктах и заброшенной деревне Ключи.

 

Крестьянский ходатай

Первая остановка – с.Булзи, которое славится не только богатой историей, но и величественным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Краткую историю поселения и храма рассказал снежинцам Николай Юрьевич Попов, болеющий душой за уральский край и ратующий за возрождение, как родного села, так и восстановление поруганной церкви. В прошлом он 10 лет отработал директором совхоза, а ныне возглавляет с/х предприятие, которое на отведенных гектарах заготавливает сено, выращивает пшеницу, овес, ячмень и гречиху.

Село расположено по берегам р. Синары, которая  делит его на две части: правая сторона по течению – Булзи, левая – Горбуновка (или Малые Булзи). Существует несколько версий названия  села. По одной – «Булзи» произошло от имени татарина «Булза», сосланного из Казани за конокрадство; по другой – Булзи – «переход» (через р. Синара). До недавнего времени здесь было более пяти  тысяч жителей, это был, в основном, мастеровой люд. Фирстовы, Гудковы, Проскуриковы, Пронозины, Сафоновы, Поповы, Глазырины, Гусевы – типичные булзинские фамилии. В конце XIX века в село входили деревни: Русская Караболка, Пороховое, Бушуевка, Ключи, Ольховка и Конево, которые тянулись на протяжении 7км вдоль р.Синара. Многие жили бедно, хотя и трудились с утра до вечера. Немало было многодетных семей: детей сами растили, в детдом их не сдавали – честь семьи строго соблюдали и берегли.  Весной на посевную выходило до 800 полных упряжек, обрабатывали до последнего лоскутка земли. Все бы хорошо, но печалит его тот факт, что среди работников на земле трудятся местные жители в возрасте от 50 лет, а молодежь в города подалась, и обратно возвращаться не торопится. Дома стоят в запустении, земля, розданная на паи, зарастает сорняками. А, ведь, земля-кормилица…

Храму нужна помощь

Сельский храм Покрова Пресвятой Богородицы был заложен в 1831г. и за десять лет полностью возведен за счет прихожан, освящен в 1841г., а в 1886-94гг. к нему пристроены боковые приделы в честь Сретения Господня и в честь свв. равноапп. царя Константина и матери его Елены, а также сооружена новая колокольня. Булзинцы строго соблюдали посты, по праздникам и в воскресные дни ходили в церковь. В 1940г. решением Уфалейского райисполкома, храм был закрыт: иконы уничтожены, большой колокол отправлен на переплавку в Касли, ключи и вся  церковная утварь переданы в клуб. Здание сначала использовали в качестве зернохранилища, затем как мастерскую для с/х техники, при этом несколько лет храм мыли с помощью пожарных машин, в результате чего исчезла вся настенная роспись. После того как под тяжестью автотранспорта провалился пол, здание было заброшено и разорено. Особо жестокому разрушению храм подвергли в 1965-1985гг.: обезобразили стены, сорвали железо с крыши, растащили по кирпичикам ограду, выломали полы… В общем, жизнь перевернулась, человеческая нравственность пала. Возродим ли русскую духовность, милосердие, живое участие в жизни человека? Хотелось бы верить, и шаги к этому уже делаются. В 2011г. по благословению митрополита Челябинского и Златоустовского владыки Феофана,  Н.Ю. Попов был назначен председателем приходского совета булзинской православной общины.

Руками человека храм сотворен, его же руками и разрушен. Всю историю человечества, одни – строят, другие – разрушают. И вот снова будем строить. Уже зарегистрирована немногочисленная православная сельская община, в бывшей купеческой усадьбе открыт молельный дом, где вместе со священником каслинского храма  о.Георгием Головкиным служатся молебны, поминаются служившие здесь священники, трое из которых похоронены за алтарем.

В храме проведены исследовательские работы, студентами ЮУрГУ разработан проект восстановления здания. В начале июня ждем кровельщиков  из с.Куяш, а вслед за ними – представителей молодежного отдела Челябинской епархии и студентов ЮУрГУ. Надо очистить храм от бытового мусора, камушки вынести, кирпичики, пригодные для строительства аккуратно складировать. Летом начнется реставрация здания: установят леса, займутся  наружной,  потом внутренней отделкой, а затем и службы возобновятся в одном из пределов.  Главное, чтобы прихожане в храме были, ведь все это делается для людей. Для того, чтобы все привести в порядок, нужны огромные средства, и по нашим молитвам Господь пошлет и силы и средства. Может быть, появится человек, который сможет вложить в восстановление храма значительные средства, а может быть, по копеечке будем собирать лет 10 — 20. И тогда снова забелеет, как прежде, на горке наш храм, окрасятся в голубовато-зеленоватый цвет купола и загорят на маковках кресты.

Это только малая часть информации, которую поведал гостям Н.Ю. Попов. Более подробно об истории села вскоре можно будет прочитать в книге, которую он готовит к изданию. Ее рабочее название – «Крестьянский род Поповых и села  Булзи», в основе лежит родословная семьи Поповых, начиная с конца XVIв. и много выверенной в архивах  информации об истории родного края.

Завершилась эта интересная встреча обещанием присоединиться к студенческому десанту и малой акцией – почином доброго дела: каждый из присутствующих взял по 1-2 кирпича и перенес на отведенное для них место.

Благословение Божие

Еще одним интересным фактом в истории села является урочище Свобода или скит Ново-Тихвинского  женского монастыря, что  в 12км к северу от с.Булзи на берегу р.Щербаковка, вернее то, что от него осталось – одиноко стоящий на лесной поляне полуразрушенный храм, освященный в честь св.прав.Симеона Верхотурского. Монастырь существовал до 1921г., и с приходом советской власти был упразднен: монахинь разогнали и святое место пришло в запустение.

Митрополит Феофан вознамерился шаг за шагом возродить монашескую жизнь в этих краях. Булзи выбраны не случайно: во-первых, на севере Челябинской области пока еще нет ни одной монашеской обители; во-вторых, память о монастырском ските жива.

Для начала правящий архиерей принял решение организовать в селе архиерейское подворье. А затем при нем, в бывшей дер.Ключи, открыть небольшой скит. Поручена эта кропотливая и трудная работа монахине Феодосии (Новгородцевой).

Сюда меня направили  по благословению владыки Феофана. И главное дело – достойно выполнять послушание и молиться. Конечно, хотелось бы, чтобы с Божией помощью, по трудам владыки и паствы в селе вновь действовал храм и возродилась монашеская жизнь. На все воля Божия. И если Господь благословит, то и монастырь здесь будет, и храм отреставрируют. А если храм будет принадлежать монастырю, то и людей, которые ищут духовной жизни, будет больше, потому что монастырская служба особая, отличная от приходской. Сегодня в селе проживает около одной тысячи человек, но на редких молебнах  в молельном доме бывает не более 20 верующих.  А будет обитель – приедут и те, кто захочет потрудиться во славу Божию, укрепиться  духовно и получить от этого утешение. Тогда и идти по жизни дальше и тяготы переносить будет легче. А тяготы есть у каждого, и порой они поражают в самое сердце, в самую душу. И если душа не готова, то она начинает болеть.   Молитва и вера – вот духовная опора жизни.

Уже начало оживать ранее заброшенное здание школы: на выделенные владыкой средства отремонтирована крыша. Этим летом здесь планируется разместить строительный студенческий отряд.

Возвращаются храмовые иконы, подарен запрестольный крест. В общем, пока стоят на Руси храмы и монастыри, и теплится огонь молитвы, Господь будет посылать свое благословение на нашу землю!

 

На берегу реки Багаряк

Следующая остановка была у разрушенного храма в старинном с.Багаряк. Справку об его истории дал сопровождавший группу иерей Павел Беспалов.

В XVIIIв. на высоком берегу р.Багаряк заложили двухпрестольный храм – во имя Вознесения Господня и во имя св.влмч.Екатерины. Чуть позже достроили  придел во имя св.правед.Симеона Верхотурского. Главным занятием селян было земледелие, некоторые занимались ремеслом и торговлей, работали на рудниках и заводах. В нач. XIXв. на багарякском приходе насчитывалось более 5000 душ, которые усердно посещали Дом божий, свято соблюдали посты, чтили  религиозные праздники: в Пасху, в храмовые и двунадесятые праздники храм был переполнен. С приходом советской власти в 1918г. вышел декрет «Об отделении церкви от государства» и начались гонения на храмы и их служителей. Но прихожане продолжали верить в Бога и придерживаться устоявшихся традиций. Служба в Багарякском храме исправно осуществлялась до 1931г. Затем в нем открыли клуб и библиотеку, а в годы войны разместили классы средней школы.

Приезжая группа привлекала внимание главы администрации. И в краткой беседе он сообщил, что на сегодня в Багарягском поселении (вкл. 11 деревень) насчитывается 1860 жителей (в т.ч. дачников), зарегистрирована православная община, служатся молебны и крепнет надежда на  возрождение храма. Пока студенты осматривали православную святыню и недавно установленный перед алтарем Поклонный крест, этот вопрос глава администрации обсудил с о.Павлом и монахиней Феодосией.

Интерес к судьбе храма не угасает

Очередная остановка – у заброшенной церкви в Огневском. Здесь путешественников встретила Наталья Михайловна Дергунова – заведующая огневской библиотекой, член приходского совета, любитель-краевед. Она не только рассказала об истории  села и его людях, но и продемонстрировала собранный архивный материал.

Село Огневское – старинное селение, основанное в самом нач. ХVIIIв. крестьянами деревень Багарякской слободы на берегу оз.Большой Куяш. В те времена село было зажиточным. Жители трудились на маслоделательном и сыроваренном заводах, занимались животноводством и птицеводством, выращивали озимую рожь, яровые пшеницу и ячмень, овес, гречиху, картофель, овощи и травы на силос.

Главной достопримечательность села была и остается церковь Илии Пророка, с двумя приделами: в честь влмч.Дмитрия Солунского и св.Георгия Победоносца. Деньги на строительство которой были собраны верующими. Следует отметить, что это единственный в округе храм, на котором в годы гонений сохранился крест. Всего в округе было 7 часовен, 4 из них в самом селе. Место их нахождения известно, но установить поклонные кресты пока возможности нет. Среди священнослужителей известны фамилии: Иосифа Базанова, Андриана Парышева, Иоанна Дягилева и Алексия Малиновского.

По воспоминаниям сельчан в 1934г. храм был переоборудован в зернохранилище, затем в строительный склад. Колокол в годы войны отправлен на переплавку в г.Касли. Интересен  тот факт, что на краю села, в Покровском поселении, до 1900г. жили 2 монахини и 58 насельниц, в т.ч. девочки-сироты.

Немало людей приезжает посмотреть на наш храм, объявленный в 1999г. памятником культовой архитектуры. Уже имеется проект на его восстановление, но за недостатком средств он свернут. Чтобы поднять интерес к селу и храму, в настоящее время создан и развивается Интернет-сайт, который, надеемся, будет полезен не только уроженцам Огневского, но и всем любителям-краеведам.

После теоретического экскурса ребята поднялись по винтовой лестнице на колокольню и, полюбовавшись открывшимся видом уральских просторов, отбыли в следующий пункт назначения – село Юшково.

 

На века и с любовью

История и судьба Юшково немногим отличается от других малых сельских поселений Каслинского района. Такая же красивая природа и заброшенные поля, такое же чередование добротных усадеб и покосившихся изб, такой же заброшенный храм, освященный в честь свв.бессребреников Космы и Дамиана в конце XVIIIвека, а в начале XXI-го печально взирающий на окружающий мир пустыми глазницами оконных и дверных проемов, и покорно принимающий под своими сводами лишь стаи воронья.

А когда-то этот храм с колокольней был построен на добровольные пожертвования прихожан, в частности с большой долей участия крестьянина И.П.Алыбина. Где же сегодня потомки этих боголюбивых сельчан, ради которых, в сущности, и возводилась церковь?..

С грустью обойдя вокруг храма и ненадолго заглянув внутрь, микроавтобус повез группу дальше, вернее в обратном направлении.

 

Молитвенная помощь нужна каждому

В полутора километрах от Булзей сохранились нескольких домов красного кирпича, заросли сирени, малины и разросшиеся тополя – все, что осталось от деревушки Ключи, получившей название, благодаря источнику, холодные ключи которого добавляют чистую воду в р.Синару. В этом месте река делает крутой поворот и бежит далее, преодолевая преграду из поваленных деревьев, которую устраивают обитающие тут бобры.

«Булзинский приход взял этот участок  земли в 20 соток в аренду. Для того, чтобы создать тут  монашескую общину – небольшой скит с огородом и пасекой, –  рассказала монахиня Феодосия. – Для проживания благоустроим сохранившийся домик. Тишина, уединение, труд и молитва – все, что нужно монахиням».

Поблагодарив сестру Феодосию за интересную экскурсию, ребята выразили желание помочь ей в этих благоустроительных работах.

 

Завершилась поездка посещением некогда заброшенного, а ныне восстановленного в былом великолепии храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с.Воскресенское, где юноши и девушки смогли воочию убедиться в том, что, приложив определенные усилия, поруганные святыни можно возродить вновь. И, тем самым, не только исправить ошибку, совершенную предыдущим поколением, но и дать духовную поддержку нынешнему и будущему поколениям.

Мнения:

ОтзывЧубаева Марина, искусствовед – сотрудник СФТИ НИЯУ МИФИ

Четыре населенных пункта, которые мы посетили в однодневной краеведческой поездке, были основаны в 18-19вв., когда на Урале продолжали активно строиться поселения с целью производства с/х продукции и мест добычи природных богатств. Как рассказывают местные исследователи, деревни в этих местах были богатыми, в них кипела жизнь. Каждое из четырех поселений находится в прекрасных природных условиях, сочетая леса, поля и водоемы.

Все увиденные нами церкви отличались большой вместимостью, тяжеловесностью пропорций, массивностью стен. Несмотря на печальное современное состояние видно, что храмы были построены в стиле эпохи, в духе времени. Заброшенные храмы, которые мы посетили в нашей поездке, часть нашей истории и культуры. Местные жители, проявляя интерес, хотят возродить былое величие религиозных  центров. Нам остается лишь надеяться, что после воссоздания храмы приобретут не новый облик, а возвратятся в первоистокам, к искусству высокого и возвышенного.

И не было бы наилучшим лишь частично восстановить интерьер храма, даже с полуразрушенными росписями, которые позволяют почувствовать глубину прошедшего времени, окунуться в прошлое и осознать культурную и историческую ценность архитектуры минувших веков.

Отзыв студентов:

Православие с давних пор было неотъемлемой частью культуры русского народа. Даже и небольшие поселения, которые мы посетили, содержали внушительные по своему размеру храмы. Вера объединяла людей тогда и сейчас. Потому в каждом селе мы встречали жителей, желающих реставрировать эти сооружения. Люди готовы помогать восстановлению храмов, чтобы отдать дань прошлому и создать будущее для своих детей.

На примере храма с. Воскресенское мы увидели как храм, приведенный в порядок, сегодня выполняет  религиозные и культуросохраняющие функции. В нем люди находят утешение, радость, спокойствие, чем и должна радовать вера.

Большое спасибо руководству СФТИ НИЯУ МИФИ за организованную поездку, а также – о. Павлу и  монахине Феодосии за сопровождение нашей группы по храмам.

вернуться