«Веры смелой до конца»

21 мая 2017 года

21 мая – день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Престольный праздник домового храма СФТИ-НИЯУ-МИФИ. Храма, в котором по воскресеньям во время учебного года совершаются учебные Литургии для Воскресной школы, где ребята имеют возможность петь и читать на клиросе, помогать в алтаре.

В день Престольного праздника в снежинских храмах по благословению настоятеля протоиерея Павла Федосова совершались две Божественные литургии – первая, в 6 утра, в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского, и вторая – в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, начавшаяся в 7 утра с чтения акафиста.

В проповеди после праздничного Богослужения клирик храма и духовник Воскресной школы иерей Павел Беспалов, поздравив прихожан, напомнил о смысле читаемого в этот день Евангельского отрывка (Евангелие от Иоанна гл. 9, ст. 1-38) и о жизни и служении апостола Иоанна Богослова: «В сегодняшнем Евангелии мы слышали историю о человеке, который от рождения был слеп, об этом же читалось и в Синаксаре сегодняшнего дня.

Господь, уходя от фарисеев и книжников, которые вновь возроптали на Него, увидел человека слепого от рождения. На вопрос учеников: «Кто согрешил? Он или родители его? Кто виноват в этом зле?», Господь отвечает: «Никто не виноват, ни он, ни родители его, но это было нужно, чтобы на нем явилась Слава Божия». В этом событии нужно усматривать одну важную вещь, которая лежит в основе нашей веры, которую люди неверующие пытаются сломить, заставить нас трепетать, но, тем не менее, этот факт непреложный – Бог зла не творил. Бог не желает зла человеку, не желает страданий, невзгод. Поэтому и говорит, что в этом никто не виноват. Сие было явлено для Славы Божией.

 

У нас часто говорят: «Почему умирают дети? Почему войны? Почему то, почему это происходит? Почему печали, невзгоды?» Здесь вновь говорит христианство: Бог не творил зла. Если вспомнить первых людей – Адама и Еву, то Господь им сказал: «Не вкушайте запретного плода с дерева познания добра и зла, ибо в этот день умрете», Он не убивает человека. Человек сам стоит перед свободным выбором, что ему сделать: вкусить или не вкусить. И Бог его к смерти, ни коим образом, не толкает, наоборот говорит – «вкусишь – умрешь» – предостерегает его, проявляя тем самым Свою Любовь к нам.

В сегодняшнем Евангелии мы вновь и вновь слышим: «Никто не виноват, но дабы явилась Слава Божия». Именно эта Слава Божия, эта крепость духа дается человеку в Таинстве Святого Крещения, когда в Таинстве Миропомазания он запечатывается Духом Святым. Когда он сам на себе уже воспринимает все добродетели христианства: любовь, терпение, веру, надежду, которые ничто не может пошатнуть. Это все в нем зарождается в момент Крещения, когда человек заново рождается в этот мир, когда он рождается духовно.

 

Если мы посмотрим на первые века христианства, то увидим, что там было очень много мучеников, которые страдали за веру Христову. И этот выбор был у них добровольный. Бог не желал им боли, страданий, не желал им, чтобы они умерли, но они сами избрали это ради Славы Христовой.

В первые века христианства, когда умирал человек, его хоронили в пещере, в каменном гробе, а далее на этом гробе совершались Божественные литургии. И человек, который пролил кровь за Христа, омывался Его – Христовой кровию, потому что на его мощах приносилась бескровная Жертва Богу. И когда человек отдавал себя ради Славы Божией, Бог прославлял его ради славы человеческой. И в этом человеке даровал власть, даровал веру, которую человек отстоял, даровал надежду и любовь. Именно с первых веков христианства пошла традиция совершать Богослужение на мощах святых угодников Божиих, а в дальнейшем именно от этого пошла традиция нарекать храмы, в которых совершались Богослужения, именами тех или иных святых, показывая, что именно в этом месте пострадал такой-то человек.

 

Сегодня, совершая Богослужение в храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мы вспоминает его служение, его болезни, его труды, которые он понес ради прославления Христа. Иоанн Богослов – тот единственный апостол, который не принял мученическую смерть, но он принял мученическую жизнь, потому что изо дня в день видеть, как твои собратья отдают жизнь за веру, как твои друзья-апостолы, с которыми ты плечом к плечу находился на протяжении нескольких лет со Христом, видеть, как они отдают свою жизнь за Христа, а ты нет – это тяжело. Но, тем не менее, от прославлял Бога, он ждал новой встречи со Христом, он ждал рождения в вере, он ждал рождения в Воскресении Христовом.

Существует  предание, что он даже просил похоронить его живым, потому что настолько устал от земной жизни, что хотел скорее сочетаться со Христом. Для него смерть служила неким отдохновением и радостью о Воскресшем Господе, Том, о Котором он написал свою книгу – Евангелие, Том, Которого мы все ожидаем с великой радостью и «чаем (надеемся, ожидаем) воскресения мертвых», о котором он сообщил нам в Откровении – Апокалипсисе. Все это было ему открыто, потому что он жил живой верой во Христа. Умерев за Него, он обрел настоящую жизнь.

 

В одной из притч, есть слова: «Что ты отдашь, то, действительно, твое». В притче мученик первых веков христианства, приговоренный к казни, помня об этих словах, идет на смерть. Он пошел отдавать душу, которая, действительно, его душа, и которую он хочет отдать Живому Богу. И ему уже не важно, что там будет через 1000 лет, что сейчас творится, кто-то его принимает, кто-то нет, кто-то любит, кто-то нет, но он знает, что с ним рядом Христос. Именно за Него он и идет отдавать свою жизнь, тем самым проявляя крепость своей веры. Это именно то, чему нас научает в сегодняшний день вся Христова Церковь, и Евангелие сегодняшнего дня, и пример апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который всю свою жизнь пронес именно с этим радением о слове Христовой, и многие свидетельства мучеников, которые претерпели страдания за Христа, кровь пролив, отдали свое тело для того, чтобы на их теле совершалась Божественная литургия, совершалась бескровная Жертва – они устроили Престол Христовой Церкви».

 

В завершении проповеди отец Павел пожелал всем обретения именно такой веры, «крепкой, мужественной и смелой до конца».

вернуться

Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):