История приходского храма в честь иконы Божией Матери “Знамение” села Воскресенского Челябинской епархии

Священник Алексей Иоаннович Ляпустин и его «Летописное описание…»

Согласно адрес-календарей (справочных книжек) Пермской и Екатеринбургской епархий и Екатеринбургским епархиальным ведомостям, в разное время службу в церкви несли следующие священники: до 1813г. – Назарий Горных, после него: Григорий Плотников, Родион Грамолин, Стефан Кирпищиков, протоиерей Валентин Лентовский, священники Григорий Вышегородский, Павел Горохов и до 1873г. – протоиерей Филарет Пономарев. Затем, в течение 30 лет, служил священник Алексей Ляпустин.

Слева направо: 2-й Н.А.Ляпустин 4-й В.А.Ляпустин 5-й С.А.Ляпустин. Примерно середина 1880гг. (передал в 2007г А.В.Колесов, праправнук А.И.Ляпустина).

на фото супруги Ляпустины Алексей Иоаннович и Екатерина Яковлевна 1870-80гг.

А.И.Ляпустин родился 14.03.1836 в с.Белоярском Екатеринбургского уезда. В 1856г. окончив Пермскую духовную семинарию, женился на Екатерине Яковлевне Миртовой, дочери священника. С конца 1856г. служил священником при Введенской церкви с.Красноярского Камышловского уезда, с 1867г. – в Шадринском уезде, затем в с.Тюбук Екатеринбургского уезда. В 1866г. получил в награду набедренник.

Набедренник

С 1967-го переведен в Рождество-Богородецкую церковь с.Нижне-Ярского Шадринского уезда, а в июне 1873г. – в Знаменский храм с.Воскресенского. Через год после своего назначения А.И.Ляпустин начал вести «Летописное описание…», где в течение 20-ти лет описывал наиболее значительные, на его взгляд, события из жизни села и прихода, в который кроме села Воскресенского входили расположенные неподалеку деревни Воздвиженка, Знаменская, Григорьева и Клеопино (Анжалы, или Анжелы). В своих записях А.И.Ляпустин передает экономическое и нравственно-религиозное состояние прихожан, дает много информации по истории храма.

Людмила Алексеевна Ляпустина
(в замужестве Рольщикова)

– Религиозно-нравственное состояние прихожан.

«Прихожане сей церкви все православного вероисповедания. Правда они не имеют основательного знания догматов христианской веры, не имеют правильного сознания о богослужении и богоугождении, но этого от них и требовать было бы не совсем справедливо, за долгим томлением их в крепостной зависимости и за несуществованием в селе школы до 1874г., когда открытая была первая Земская школа. Но к чести прихожан сей церкви должно сказать, что между ними не замечается грубых, возмутительных пороков, каковы: воровство, пьянство, распутство и пр. Они свято исполняют установленные церковью посты и хранят брачное целомудрие».

– Экономическое состояние.

«Уровень экономического благосостояния прихожан сей церкви находится на низкой степени. Здесь нет ни ремесел, ни промышленности в полном смысле этого слова. Хлебопашество – это главное занятие всех крестьян, здесь также в незавидном положении… Главное занятие здешних крестьян – куренные работы, то есть поставка угля на заводы Каслинский и Сысертский… Кроме сего, здешние крестьяне иногда при бесхлебице занимаются – работают на золотых приисках в даче Кыштымских заводов».

Описывая основные события из жизни села и прихода по годам, А.Ляпустин отмечал:

1873г. 12 июня месяца сгорела более чем наполовину деревня здешнего прихода Клеопова.

1874г. На средства прихожан, перелит разбитый благовестный колокол, весом 128 пудов с добавлением новой меди 6 пудов….

1875г. Построен новый деревянный дом для квартирования приходского священника… В том же месяце церковь сия посещена Преосвященным Вассианом, Епископом Екатеринбургским.

1878/79гг. Устроены и поставлены на церкви новые золоченые кресты на счет добровольных пожертвований, собранных усердием церковного старосты Н.Д.Блиновского. 12 июля церковь посещена преосвященным Вениамином, епископом Екатеринбургским. В этот день выгорела на половину деревня Григорьева.

1882/83гг. Вся церковь снаружи ремонтирована, т.е. поправлена штукатурка на церкви и ограда с побелкой, а также исправлена крыша и окрашена заново через мастера Каменского завода В.Грозных при старосте П.М.Балдине…

1887г. Прихожане сей церкви, благодаря содействию правительства, благополучно устроились в отношении своего земельного надела…

1889г. 14 февраля церковный дом, квартира священника, сгорела и в том же году, благодаря бесплатному отпуску леса управляющим Кыштымскими заводами П.М.Карпинским и страховой премии /1029 руб./ построен настоящий…

1890г. Предшествовавшие годов пять – были годы неурожайные в здешней местности, нынешний же год достиг полного своего апогея в этом отношении…

1891г. Последствия неурожая прошедшего года объяснились весьма основательно – во всем приходе почти ни у кого нет хлеба, голодовка в полном смысле этого слова…

1892г. …Народ оставил прежние праздники: не слышно ни пирушек, ни песен, без катания, без блинов. Проснулись в народе духовные силы его и довольно осязательно замечается подъем религиозного чувства. В нынешнюю четыредесятницу исповедников и причастников было столько, сколько не было ни в один год из предыдущих 20 лет. Нет худа без добра…

1893г. …Нет худа без добра, говорит русская пословица. И голодные, бедственные годы принесли свою пользу, они были хорошим двигателем к поднятию нравственности и религиозности в народе. В настоящее время не видно по улицам шумных, веселых хороводов, не слышно бесшабашных песен срамословия. Все как будь-то подтянулись. Долг исповеди и Св. причастия исполняется почти всеми; в храм Божий к богослужениям собирается такое количество молящихся, какого прежде не замечалось и каковое едва вмещается в храм и чему немалою приманкою служит чтение акафистов за каждой литургией…

1894г. …В нынешнем году в церковном доме перестланы полы, а стены и потолок оклеены обоями с употреблением на сие церковной суммы 40 руб. 54 коп. Цены на хлеба стоят низкие: горе – от урожая…

1895г. …Носится слух о передаче всех низших школ в ведение православного духовенства. Церковно-приходские школы множатся благодаря солидной субсидии от государственного Казначейства. 4 июля церковь посещена Преосвященнейшим Симеоном, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским».

 

1895г. А.И.Ляпустин был рукоположен в сан протоирея и, прослужив до 1903г., вышел в заштат, 28.05.1904 умер от старости. Хоронили священнослужителей у восточного торца церкви, в пределах церковной ограды. Долгое время здесь сохранялись три могилы, одна из них – А.Ляпустина, о чем свидетельствовала надгробная плита. Спустя годы захоронения были разорены, исчезла с могилы и чугунная плита, отлитая в 1905г. на Каслинском заводе.

Екатерина Алексеевна Ляпустина, дочь протоиерея А.И.Ляпустина, после окончания Екатеринбургского епархиального училища ставшая женой священника А.Н.Ложкина (с.Соймоновское, ныне – Карабаш), оставила своим детям дневник воспоминаний: «Ваш дед – мой отец А.И.Ляпустин священник в с.Воскресенском, близ Каслей… Кончил он Пермскую Духовную семинарию, со званием студента, что в переводе значит: кончил с отличием. Человек он был очень умный, образованный. В жизни он был передовой культурный человек, конечно, в соответствии своего времени. Я помню, мы немало получали печатных изданий. Из газет отец выписывал газету «Сын Отечества», из журналов: «Русское богатство», «Нива», «Божий мир». Неплохая у отца была библиотека.

Человек он был необыкновенной доброты, унаследовав эти прекрасные качества от своих родителей. Я знала, что папа помогал бедным, но почему-то старался это сделать так, чтобы мама не знала об этом.

Помню: умер наш близкий, знакомый, очень хороший человек, оставив семью в 6 человек, да еще беременную жену. Папа помогал вдове, то пошлет ей мешок муки, то воз сена для коровы. Когда у нее родился мальчик, папа просил маму взять его к себе на воспитание. Мама не согласилась, на основании того, что они уже стары, да и своя семья еще не вся пристроена. Думаю, что мама была права в этом отношении. Братья мои часть говорили: «папа живет у нас сердцем, а мама рассудком»…

Семья у отца была большая, нас было 7 человек: 4 сына и 3 дочери. 2-е сыновей получили высшее образование, а 2-е – среднее. Дочери все получили среднее образование. Старший сын – Николай Алексеевич кончил Пермскую духовную семинарию, был священником в Кыштыме…».

 

Сельская жизнь после отмены крепостного права

В январе 1897г. в Воскресенском, как и повсюду, проходила I Всероссийская перепись населения (по состоянию на 12 час. ночи с 27 на 28 число). В Воскресенском в это время насчитывалось 390 дворов, на каждый из них приходилось в среднем 5,1 чел., а всего проживало 1989 чел. – 941 мужского и 1048 женского пола.

В 1908-1913гг. число жителей в Воскресенском заметно увеличилось. Работала библиотека, продолжала функционировать и земская народная 3-х классная школа (народное училище). В селе работали волостное правление и полицейский стан, Воскресенское отделение Екатеринбургского кредитного товарищества, общество потребителей. Продолжала служить людям и водо-турбинная мукомольная мельница, построенная еще Н.Г.Клеопиным. В летнее время на площади в центре села в дни храмовых праздников, по окончании воскресной церковной службы, проходили оживленные ярмарки. Приезжие купцы размещали здесь свои палатки или ларьки, для увеселения народа устанавливались карусели. Над селом раздавался звон церковных колоколов.

После случившегося в Воскресенском в 1910г. большого пожара на месте сгоревших домов и хозяйственных построек стали быстро появляться новые здания. Застройка в селе была очень плотной, и между домами возводились из местного плиточного камня противопожарные стены. Появились в это время и первые, большие и маленькие (на 2-3 окна), каменные дома – «каменушки». Село стало расстраиваться вширь, за поскотину. Если во времена Клеопиных в нем было всего две улицы, то к концу XIXв. село состояло из 11 улиц. К 1913г. появилась и 12-я улица. Возводились не только новые крестьянские дома и хозяйственные постройки, но и общественные здания: каменная лавка-магазин, фельдшерский пункт, отделение кредитного товарищества, а на окраине села местное земство в 1915г. построило 4-классную школу. Здание Воскресенской школы, типичный образец земского школьного зодчества начала XXв., сохранилось до сих пор и до сентября 2005г. использовалось по назначению.

Село благоустраивалось, в проезжем состоянии поддерживались дороги. Хорош был исторически сложившийся центр села с его площадью, храмом и сельским прудом.

 

Послеоктябрьский период. Сталинская коллективизация. Довоенный период

Первая мировая война, февральская революция и последовавшие за ней аграрные преобразования, осуществлявшиеся в условиях острой классовой борьбы, не лучшим образом отразились на жизни сельских жителей. Антибольшевистские выступления вскоре привели к гражданской войне. На целый год, с июля 1918 по июль 1919гг. в с.Воскресенском, как и в регионе в целом, установилась власть белых. С приходом А.Колчака усилилась мобилизация крестьян в белую армию, за уклонение призывников и их укрывательство следовали жесткие меры. В 1919г. «посетили» Воскресенское эпидемия сыпного тифа, продразверстка и небывалый голод, достигший к весне 1922г. наибольшей остроты. В 1924г. сельчане начали постепенно восстанавливать свое хозяйство, в этом же году открылась изба-читальня, ставшая центром культурной жизни.

В начале 1930-х гг. одновременно с раскулачиванием, индустриализацией и коллективизацией усилилась «борьба против религии», а по сути – против церкви. Этому способствовал принятый упрощенный порядок закрытия церквей. В с.Воскресенском собравшиеся на площади верующие проголосовали против закрытия храма, и прекращение его деятельности произошло позднее.

Хотя 1930г. оказался урожайным, многие не видели своего будущего в колхозе. Сто воскресенских семейств заколотили дома и уехали. А вскоре прокатился по Воскресенскому первый «репрессивный каток», под который в одну ночь попало более 40 «врагов народа». Тем не менее, жизнь в селе, несмотря ни на что, продолжалась… Вот как вспоминает это время уроженец села В.А.Батин: «Мое раннее детство (1928-1933) было так или иначе связано с колхозом «Синара»… Запомнились прогулки с воспитателями. Нас, детей, было десятка три. Гулять водили чаще к церкви, за ограду. Нам нравилось в церковной ограде, там было всегда чисто и тихо, только пели птицы. Росло много деревьев и другой зелени. Нас заводили туда и закрывали ворота на защелку, чтобы мы не разбежались. Здесь находилось несколько мраморных памятников и чугунное художественное литье. В хорошем состоянии был и казавшийся нам величественным храм. Так же красива была и сама ограда, расположенная на каменном фундаменте, – с чугунными решетками и тремя коваными железными воротами. Иногда звонили колокола…».

В 1937г. в Воскресенском «по линии НКВД» снова прошли аресты. Тогда же была закрыта церковь Знамения Божией Матери, а в доме священника разместилась школа…

 

Великая Отечественная война, послевоенные годы

В первые дни после объявления войны было призвано большинство мужчин военнообязанного возраста. Несмотря на все тяготы, воскресенцы, как и весь край, помогали Красной Армии не только трудом, но и материально: проходил сбор средств на танковую колонну, кроме того, люди передавали для отправки на фронт валенки и теплые вещи.

В декабре 1941г. с.Воскресенское приняло около 100 эвакуированных ленинградских школьников, а также их воспитателей и обслуживающий персонал. Их расселили в клубе, в здании бывшего сельского банка и в «поповском доме». Прожить в селе им пришлось 3,5 года.

После тяжких испытаний, выпавших на долю народа в первый период войны, руководство страны решило пойти на послабления в государственной идеологии в отношении Русской Православной Церкви. 4 сентября 1943г. И.В.Сталин встретился с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, который 8 сентября был избран патриархом Московским и всея Руси. Гонения на верующих прекратились, завершил свою деятельность «Союз безбожников», а спустя несколько лет число православных приходов в стране увеличилось более чем в 50 раз и достигло 22 тыс. После войны политика мирного сосуществования церкви и государства официально не изменилась, однако число действующих храмов стало сокращаться.

Возобновивший свою деятельность в 1946г. воскресенский приход, уже в 1948г. по решению Епархиального ведомства был упразднен как «не оправдавший себя». Храм закрыли, все имущество погрузили на прибывший из Каслей конный обоз и увезли в том же направлении. Церковь на долгие годы осталась бесхозной, и с приходом к управлению страной Н.С.Хрущева поднялась новая антирелигиозная волна: с 1954 по 1964гг. количество церквей в стране сократилось с 20 до 8 тыс.

предыдующая следующая
вернуться на страничку храма