Образование и здоровье. Физиологические потребности

Первая лекция «Образование и здоровье – союзники или … ?» расскажет о физиологических и психических потребностях детей и возможности их удовлетворения в учебном процессе.

 

О каких потребностях ребенка нам ни в коем случае нельзя забывать?
Часть первая. Физиологические потребности

Само слово «потребности» указывает на то, что организм ребенка требует к себе определенного внимания, без которого ему трудно будет успешно функционировать. Постоянное игнорирование этих потребностей приводит к нарушению функций организма, к развитию различных заболеваний, и в итоге ребенку становится уже не до образования.

 

Правильное питание

Мозг – самый «жирный» орган нашего тела: более 60% сухого веса мозга составляет жир (в остальных органах содержатся в основном белки). В мозге больше нейронов, чем звезд в Млечном Пути, в нем больше сотни километров кровеносных сосудов. И мозг чувствителен к тому, что мы едим. А мозг ребенка – тем более, ведь он активно растет. Медицинский кошмар современного мира – это болезни мозга: слабоумие, синдром дефицита внимания и гиперактивности, головные боли, бессонницы, болезнь Альцгеймера и др. Ученые связывают это с резким изменением рациона, произошедшим за последние сто лет. К примеру, в учебнике советского времени по математике А.С. Пчелко есть такая задача: «В царской России рабочий в год потреблял в среднем 13 кг сахара, а в СССР потребляет 36 кг. На сколько больше в год потребляет советский рабочий?». В современной же России эта цифра выросла до 39 кг, т.е. люди стали потреблять в три раза больше сахара за прошедшие сто лет! С низкоуглеводной диеты с высоким содержанием жиров мы перешли на высокоуглеводную диету с низким содержанием жиров. Мозги современных людей засахариваются и слипаются глютеновым клеем. Вы видели, что покупают школьники в магазине? Газировку, булочки, чипсы, сухарики… А мозг нуждается в жирах, витаминах и минералах. Верные друзья мозга – жирная рыба, мясо, сливочное масло, яйца, орехи, сухофрукты, сыр, горький шоколад, сырые овощи, ягоды, льняное и оливковое масла, фрукты. Если дети не получают их в столовой, можно обеспечить их дома.

 

Питьевой режим

Мозг на 90% состоит из воды. Оказалось, именно из воды он в основном и черпает энергию, а не только из циркуляции крови.

Ученые провели эксперимент: одели людей в многослойную одежду, чтобы увеличить потоотделение, и попросили заниматься на велотренажере в течение 4,5 часов, после чего просканировали их мозг с целью определения объема. В итоге люди потеряли в объеме мозга. Т.е. без воды наш мозг в буквальном смысле усыхает. В среднем процесс усыхания был равен году старения или 2,5 месяцам жизни с болезнью Альцгеймера. Однако стакан воды восстанавливает организм и улучшает работу мозга (краткосрочной памяти, концентрации) на 15%. Пить надо простую воду часто и небольшими порциями, чтобы не было перегрузки почек. Питьевой режим школьника начальных классов составляет 1,5-2 л воды в день, не считая чая, компотов и супов. Утром натощак ребенку рекомендован стакан теплой воды. В школе надо иметь кулер, дома – графин с питьевой водой, на тренировки также давать с собой воду.

 

Полноценный сон

Что бы вы сказали, если бы узнали об открытии революционного лекарства, которое позволяет детям жить дольше, делает их счастливее, улучшает память, усиливает творческие способности, снижает риск всех известных заболеваний? А ведь оно уже существует, и его эффективность клинически доказана в более чем 17000 научных докладах! И что еще удивительнее: оно бесплатно. Это лекарство – полноценный сон. Ученые уверены: работа всех систем организма, особенно мозга, зависит от качества и количества сна. Насколько креативными и проницательными могут быть наши дети? Хорошо ли справляются со стрессом? Насколько быстро способны обрабатывать информацию, получать новые знания, организовывать и хранить узнанное? Всё это зависит от здорового сна. Увы, для нас стало привычным откладывать сон ребенка ради домашних заданий, а ведь это чревато ухудшением памяти, спутанностью сознания, снижением иммунитета, депрессией.

Рекомендуемая продолжительность ночного сна для детей начальной школы составляет 10 часов. Это значит, что если ребенок встает в 7, то заснуть он должен уже в 21:00, а готовиться ко сну – не позже 20:30. Перед сном надо проветрить помещение, за два часа до сна не есть и не брать в руки гаджеты.

 

Свежий воздух

Если без пищи, воды и сна можно прожить какое-то время, то воздух нам необходим постоянно. Это еще одна базовая потребность детей. Прогулки на свежем воздухе помогают избавиться от накопленного стресса, насыщают организм кислородом, успокаивают, расслабляют и тонизируют клетки мозга за счет притока крови. Одна женщина, которая ведет много проектов, параллельно защищает кандидатскую, пишет книги, обустраивает с семьей новый дом, пишет на своей страничке в интернете: «В любой непонятной ситуации я иду гулять». И правда, если человек лишен прогулок, его работоспособность резко падает, состояние становится депрессивным. Двадцатиминутная прогулка перед сном – один из самых мощных способов нормализации сна.

 

Движение – жизнь

Все школьные концепции говорят, что, помимо образования, школа ставит своей целью поддерживать потребность детей в движении. На деле же с началом школьного обучения двигательная активность детей снижается в два раза! Учебный процесс обычно построен на основе закрепощенной неподвижности, педагогической усидчивости. Дефицит движений вызывает многообразные отрицательные изменения в организме. Родительская общественность, да и сами педагоги всё чаще стали задумываться о смене этой «традиции». Оказывается, дети могут заниматься в режиме динамической смены поз с применением столов для работы стоя. Их разработал выдающийся врач, доктор медицинских наук, педагог В.Ф. Базарный, который всю свою почти 80-летнюю жизнь посвятил разработке и внедрению здоровьесбережения в образование, борьбе с игнорированием природы ребенка.

вернуться к содержанию