Первая лекция «Образование и здоровье – союзники или … ?» расскажет о физиологических и психических потребностях детей и возможности их удовлетворения в учебном процессе.
О каких потребностях ребенка нам ни в коем случае нельзя забывать?
Часть вторая. Психические потребности
Все специалисты в последнее время говорят о растущем уровне психосоматических расстройств, т.е. таких, в основе которых – психотравмирующие факторы. К таким заболеваниям относят, например, ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертонию, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальную астму, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, сахарный диабет. У взрослых частота психосоматических расстройств колеблется от 15% до 60%, треть всех больных первично страдает от эмоциональных расстройств. Академик РАМН Сидоров Павел Иванович, заслуженный деятель науки РФ, директор Института психологии и психоневрологии, говорит о пусковом механизме этих заболеваний еще в детском возрасте. Вот почему необходимо учитывать психологический фактор в сохранении здоровья детей и в образовании.
Чувство безопасности
Любая новая ситуация для ребенка – это всегда «сканирование» ее на предмет безопасности. Кроме того, детям свойственно считывать эмоциональное состояние значимых взрослых. То, как взрослые проявляют себя по отношению к событию, очень важно для них. Не зря маленькие дети в незнакомой обстановке жмутся к матери, оплоту надежности и защиты.
Чувство тревоги затрагивает не только эмоциональную и поведенческую сферы, но и когнитивную (познаваемую, соответствующую познанию; когнитивные функции – это процессы в головном мозге, задействуемые при изучении нами окружающей среды). Исследования показывают, что гормоны, которые вырабатываются в организме в небезопасной ситуации, блокируют или нарушают процесс запоминания (переход информации из кратковременной памяти в долговременную). Если учебная обстановка вызывает в ребенке страх, ощущение угрозы, он физически не сможет усвоить материал.
Эмоциональная связь с другими
Еще одна базовая потребность ребенка – эмоциональная связь с другими людьми. Ему нужно получать любовь, внимание, заботу, уважение, сопереживание, ласку, понимание и наставление. Для детей в первую очередь, конечно, важны близкие отношения, которые выстраиваются с семьёй, это самые тесные эмоциональные связи, на основе которых формируется привязанность. Есть еще социальные связи – это пребывание в социуме, чувство общности и сопричастности с людьми, не входящими в круг семьи.
У детей с «дефицитом» эмоциональных связей возникают патологические поведенческие реакции, такие, как неповиновение, потребность привлечь внимание любой ценой, агрессия, чувство незащищенности, страх, трудности социализации, зависимость от гаджетов.
Потребность в самостоятельности
В результате взросления ребенок должен стать взрослой самостоятельной личностью. Для этого ему необходимо позволять принимать решения и брать на себя ответственность. Ребенок может чему-то научиться, только получив свой собственный опыт. Выполняя какое-то действие впервые, ребенок формирует новую нейронную связь в головном мозге, а успешный опыт закрепляется биохимически выработкой эндорфина и дофамина (гормонов радости и удовольствия). Так формируется новый навык.
Если родители окружают ребенка гиперопекой, то они как бы внушают ребенку, что мир – опасное место, без помощи родителей ему никак не справиться. У ребенка формируется так называемая выученная беспомощность, повышается уровень тревожности. В многочисленных экспериментах было доказано, что возможность лично влиять на любую ситуацию снижает у человека уровень тревожности и психическое напряжение.
Потребность в самооценке
Адекватные представления о себе во многом определяют психическое здоровье личности. С самого раннего возраста у ребенка постепенно начинает формироваться представление о себе и об окружающем мире. Его самооценка целиком опирается на то, что у него получается делать самому (здесь видна прямая связь с потребностью в самостоятельности). Вот ребенок сам вырезал кружок, слепил бублик из пластилина. «Как аккуратно у тебя получилось! Молодец!» – похвалила мама. Ребенок усвоил: «Я могу это сделать сам! Я молодец!». Для гармоничного психического развития очень важно задавать позитивный тон своим оценкам.
Однако бывает, что ребенка захваливают в семье, превозносят. Ребенок начинает думать, что он особенный, гений, ведет себя высокомерно в социуме. Чтобы избежать краха ожиданий и последующей психологической травмы, этой крайности тоже следует избегать.
Но если в семье и детском коллективе ребенка постоянно критикуют, сверстники отталкивают или насмехаются, а учеба в школе дается с трудом, то у него формируется низкая самооценка. Став взрослым, такой человек будет продолжать сомневаться в себе и в своих способностях, чувствовать себя уязвимым, тяжело переносить критику и отказы.
Потребность в самовыражении
Речь идет о свободе ребенка в выражении своих чувств, желаний и естественных наклонностей. Это свобода выбирать те занятия, которые нравятся ребенку, свобода творить и проявлять себя, не боясь, что кто-то за это осудит или накажет.
Когда ребенку разрешают самовыражаться, он учится распознавать свои собственные интересы и предпочтения. В дальнейшем это поможет ему в профессиональном самоопределении. Поэтому так важно спрашивать ребенка, что он хочет сегодня надеть, во что хочет поиграть, что выберет на завтрак. Даже если это выбор между яблоком и бананом, у ребенка должен быть выбор. Также нужно поощрять его творческие порывы, даже если он выразил их в виде загогулин на обоях, ведь малыш не понимает, что его ругают именно за испорченные обои, а не за самовыражение.
В здоровой семье ребенку разрешают не только учиться и заниматься чем-то полезным, его поощряют также за отдых и развлечения. Ему позволяют выражать эмоции, будь то гнев, обида или грусть.
Если же в семье наказывают и стыдят за чувства и желания, отмахиваются, когда ребенок показывает свои рисунки и поделки, то, став взрослым, человек часто испытывает сложности придумать что-то новое, необычное, вообще реализовать себя.