Полюбить писать от руки

Задумывались ли вы о том, что беречь здоровье можно с помощью каллиграфии? И зачем сохранять традиционное письмо от руки в эпоху планшетов и ноутбуков? А как правильно начать учить детей письменному шрифту?

Поколение наших родителей писало от руки всё – от домашних школьных заданий до студенческих дипломных работ. Сегодня мы наблюдаем глобальную цифровизацию образования: даже первоклассники работают на интернет-платформах, где для выполнения упражнений не требуется писать от руки, нужно лишь кликать мышкой или передвигать блоки с цифрами в нужное место.

Письмо от руки – самый сложный мелкомоторный процесс, один из самых сложных для первоклашек предметов и один из самых сложных для преподавания. Казалось бы, к чему эти сложности и времязатраты? Ведь не писать – удобно и быстро. Но часто именно то, что дается нам труднее всего, сильнее нас и развивает. Детский мозг находится на кончиках пальцев. Когда дети выводят буквы, их мозг, координируя движения, проделывает огромную работу, несравнимую с однообразными нажатиями на клавиши.

Специалисты, занимающиеся проверкой работ «Тотального диктанта» (общероссийская акция для всех желающих), отмечают, что почерк участников становится год от года хуже. Люди отвыкают писать.

 

«Удобно и быстро» – не всегда полезно

В реформах образования мы ориентируемся не на Японию и Китай, в которых каллиграфия является обязательным школьным предметом, не на свою культуру, в которой до революции школьники (например, Саша Пушкин) занимались каллиграфией по 18 часов в неделю, а на «прогрессивный» Запад.

Отметим интересный факт: в США школы имеют 10-балльный рейтинг. И только в школах с самым высоким рейтингом детей учат писать прописью, а не печатными буквами, не говоря уж о каллиграфии. Так что изучение письменного шрифта детьми на Западе стало привилегией избранных. А остальным, как считается, умение писать для сдачи тестов не требуется.

 

Письмо от руки – привилегия элиты

Эксперты лабораторий мозга и нейрокогнитивистики говорят, что письменная деятельность развивает и поддерживает в рабочем состоянии базовые мозговые механизмы. Письмо от руки влияет на состояние не менее 10-ти разных функций: от обработки мышечной информации до механизмов, обеспечивающих произвольную регуляцию и контроль. При помощи МРТ ученые доказали, что письмо от руки заставляет «шевелиться» зоны мозга, которые отвечают за рабочую память, концентрацию, воображение, логику, пространственные функции, способности к переключению, творчеству, планированию.

˜˜˜

Очень важно, что, когда ребенок учится писать слова, переключаясь с одной буквы на другую, соединяя их друг с другом, а потом и предложения, переходя с одного слова на другое, он одновременно развивает и механизм переключения в мозге. Это очень влияет на речь: помогает не «экать», говорить связно, развернуто, а не односложными фразами, при этом постепенно выстраивать и внутреннюю логику своей речи. При печатании слова воспринимаются как разрозненные символы. Поэтому важно после письма печатными буквами (в течение пары лет) переходить на рукописное письмо, а работу на компьютере отложить в дальний ящик.

˜˜˜

Кроме того, во время письма лучше формируются навыки распознавания слов, запоминания написания (графомоторная память). Многие взрослые, когда сомневаются, как пишется слово, начинают его писать.

Исследования показывают, что навык письма от руки позволяет детям лучше читать и понимать прочитанное. Письменная речь тесно переплетена с устной. Потакая нежеланию ребенка учиться красиво писать, стараясь «облегчить ребенку жизнь», мы оказываем ему медвежью услугу.

 

Каллиграфия

В переводе с греч. – «красивое письмо». Какой почерк можно назвать каллиграфическим? На чем основана красота почерка? В первую очередь красота достигается различием толщины линий. Остальные параметры включают в себя правильный угол наклона букв, одинаковую высоту строчных букв, постоянное межбуквенное расстояние и расстояние между словами, соответствие букв образцу, эстетика заглавных букв и росчерков.

Как же научить ребенка образцовому письму? Оказывается, чтобы писать образцовые буквы, нетвердой руке ребенка нужна опора, крупный масштаб и много ориентиров. Для этого хорошо использовать индивидуальные меловые дощечки с крупной графической сеткой. Их предшественницы – черные грифельные (аспидные) дощечки, которыми пользовались во всех школах мира, в т.ч. и в России, до того, как стали доступны ученические тетради. Даже именитые каллиграфы всегда используют «сетки»: либо расчерчивают их на листе, либо подкладывают сетки на просвет, если позволяет плотность бумаги.

˜˜˜

О каллиграфии

Эстетика строчек, гармония слов,
Коричневый, белый и синий…
Наш почерк – натуры основа основ,
Сокрытая в музыке линий.

Наплыв, волосок, завиток – и перо
Продвинулось слева направо.
Ах, сколько чернил за всю жизнь утекло,
И сколько бумага сказала!

Почувствовать силу нагой красоты,
Невольно замедлившись в сетке.
Как птица, с нажимом упасть с высоты
И вновь оказаться на ветке.

Своею душой заполнять все листки,
Раскрывшись, как майские почки.
Писать, как дышать, до последней строки,
До мысли последней, до точки!

Дарья Михайлова
май 2022 г.

˜˜˜

Отрывное и безотрывное письмо

С 1968 г. первоклашек в целях экономии времени начали учить безотрывному письму. До этого все обучались поэлементному построению букв. Учителя заметили, что почерк «отреформированных» детей стал хуже. Исчезла пауза между элементами, которая была важнее самого действия: ведь это не только время отдыха мышц, но и время, когда ребенок оценивает написанное и планирует следующий элемент. Со временем пауза между отдельными движениями естественным образом сокращается, и скорость письма увеличивается. Это происходит годам к десяти. Если же заставлять ребенка писать быстрее, то он начнет сокращать паузы на осознание того, правильно ли выполнено движение, правильно ли написана буква или ее элемент.

В 1973 г. институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР с детьми начальных классов было проведено фундаментальное исследование. Оно показало, что результат безотрывного письма – не только неэффективное и длительное формирование этого навыка, но и чрезмерное физическое и эмоциональное напряжение (признаки нервного и мышечного утомления, увеличение тремора, причем перенапрягаются не самые нежные, гибкие мышцы пальцев, а самые мощные, силовые мышцы спины и живота), что может быть фактором большого риска для здоровья.

 

Шариковые ручки и перья

Разница между пером и шариковой ручкой кроется в их устройстве. На конце пера есть раздваивающиеся усики, которые заставляют руку принимать единственно верное положение, при котором чернила вытекают из пера. Усики, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий.

Объема чернил в перышке хватает на несколько букв. Обмакивание дает передышку руке. Педагогу остается акцентировать внимание лишь на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и правильный наклон тетради.

˜˜˜

В 1990-х годах под руководством В.Ф. Базарного было проведено исследование: сравнивались две группы детей, одну из которых учили писать отрывно пером, другую – безотрывно шариковой ручкой.

Спустя год занятий оказалось, что письмо шариковой ручкой способствовало формированию и закрепощению устойчивого мышечно-напряженного «письменного» положения. Дети, несмотря на сформированный автоматизм письма, продолжали напрягать мышцы и склоняться над тетрадью, не могли сохранить правильное положение корпуса. Дети, которые осваивали перьевое письмо, к концу года испытывали меньшее утомление, значительно возросла зрительно-ручная координация. И в целом они на 37% меньше болели. Т.о., перьевое письмо зарекомендовало себя как более здоровьесберегающее.

Владимир Филиппович Базарный
(04.05.1942 – 10.01.2022)

Российский учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.

˜˜˜

При письме шариковой ручкой обучение идет не естественными, а дисциплинарными методами. Возможность этих ручек писать в любом положении и направлении формирует у детей неправильные захват ручки, постановку руки и осанку. Линии долго обретают уверенный, четкий вид из-за чрезмерного скольжения шарика по бумаге.

И, конечно же, шарик не дает варьирования толстых и тонких линий, придающих буквам изящество и красоту. А красота – один из важнейших стимулов работы детей, побуждающий их учиться с интересом и удовольствием.

 

вернуться к содержанию