Учимся стоя! Чем опасно долгосидение?

Советы родителям, как помочь своему ребенку его избежать

В образовании, как и в здоровье, действует один общий принцип: проще не допустить проблемы, чем потом ее расхлебывать. По данным статистики, количество здоровых выпускников школ не превышает 10%. Самые широко распространенные «школьные болезни» – патологии опорно-двигательной системы и нарушение зрения. При этом врачи детских садов говорят о том, что среди выпускников дошкольных учреждений данные диагнозы стоят лишь у одного-двух детей. Но уже после 1-2 классов ортопеды бьют тревогу: более половины всех учеников имеют сколиозы.

Это неудивительно. Зайдем в любой класс начальной школы. Дети пишут сидя, согнувшись, их тела так напряжены, что даже дыхание приостанавливается. А если в это время потрогать мышцы их плечевого пояса, рук, живота – они представляют собой сжатый комок.

 

Немного анатомии

Неподвижно, криво, с поджатыми ножками дети сидят из года в год, в период бурного роста и формирования организма. В этих условиях пережаты сосуды шеи, питающие головной мозг, затруднена работа всей сердечно-сосудистой системы, замедляется перистальтика кишечника, в сосудах ниже пояса застаивается кровь (учтем также, что дети любят носить пережимающие сосуды джинсы), что в перспективе может привести к геморрою, бесплодию, варикозу.

По своей природе позвоночник не рассчитан на длительное статическо-согбенное сидение. Дело в том, что нагрузка на позвоночный столб при сидении даже в правильной позе в 1.5 раза больше, чем в положении стоя. Если же ребенок сидит криво, то эта нагрузка возрастает. А позвоночник – это связующее звено между телом, центральной нервной системой и мозгом. Внутри позвоночного столба находится канал со спинным мозгом, от которого отходят нервы, управляющие работой внутренних органов.

Межпозвоночные диски также подвергаются дегенерации и дистрофии, ведь если человек не двигается, то к позвоночнику поступает меньше крови, а значит, кислорода и питательных веществ. Диски сплющиваются и затвердевают, начинают тереться друг о друга и сдавливают нервы, идущие ко всем органам. Таким образом, смещения позвонков или истончения межпозвоночных дисков могут быть причиной головных болей, бессонницы, ухудшения зрения, памяти. При их смещении, например, в грудном отделе, может развиться гастрит, панкреатит.

В общем, может оказаться, что у человека десяток болезней, а «виноват» один позвоночник! Точнее, долгосидение. Болезни можно в прямом смысле слова «насидеть». Но всего этого достаточно просто не допустить.

 

Всё уже придумано за нас

В России и странах бывшего СССР немало школ работает по здоровьесберегающей системе Владимира Филипповича Базарного (04.05.1942-10.01.2022), российского ученого, врача, доктора медицинских наук, педагога-новатора. Наибольшую известность получило использование в учебном процессе специальных столов для работы стоя – конторок (на которые обратил внимание В.Ф. Базарный), а также связанный с ними режим динамической смены поз. Эти идеи получили всестороннюю поддержку Министерства образования и в 1989 г. были рекомендованы к внедрению для массовой профилактики школьных форм патологий. Подчеркиваем, речь идет именно о профилактике. Стоячая работа подходит для детей без нарушений. В остальных случаях, включая случай асимметрии нижних конечностей, требуется консультация специалиста. Для реанимации уже «засиженного» ребенка одной конторки мало. Рекомендуются ЛФК, физкультурно-оздоровительные игры на свежем воздухе, бассейн, консультации специалистов.

 

Конторки

Рассмотрим подробнее. Конторка имеет два основных параметра: наклон столешницы и рабочую высоту. Идеальным углом наклона для чтения, рисования и письма считается угол в 16 градусов. Лепить и конструировать можно на горизонтальной поверхности. Что касается высоты, то отправным уровнем является уровень чуть выше солнечного сплетения, такой, чтобы ребенок встал строго вертикально.

Название режима динамической смены поз говорит само за себя. Из практики следует, что на этапе адаптации чем чаще ребенок меняет позы, тем лучше. Важно выработать у ребенка способность слышать потребности своего тела. Только он может чувствовать, сколько ему стоять, а сколько сидеть. Если в больших классах количество стоячих мест ограничено, то на начальном этапе менять позы стоя-сидя во время урока предлагается каждые 15-20 минут.

Как правило, потребность стоять за конторкой нарастает у ребенка постепенно, и уже через год быть на ножках становится для него потребностью, и большинство детей отказывается от стульчиков.

 

Конторка

  • Использование конторки защищает ребенка от длительной закрепощенности в напряженно-согбенной неподвижности, которая является основной причиной школьных патологий.
  • Регулировка высоты под рост позволяет стоять с прямой спиной, что является профилактикой сколиоза, болезней сердечнососудистой, пищеварительной и мочеполовой систем.
  • Наклонная столешница сохраняет зрение при чтении и письме.
  • В позиции стоя возрастают эффективность дыхания и снабжение мозга кислородом, улучшаются умственная активность, концентрация и память.

Некоторые родители боятся ставить детей, думая, что от этого может развиться плоскостопие. Но приобретенное плоскостопие – это и есть итог длительного сидения, приводящего к расслаблению связочного аппарата стопы. Если ребенок годами сидит с поджатыми ножками и на расслабленный связочный аппарат потом дается нагрузка, то стопа уплощается. Вообще же, наличие плоскостопия не является противопоказанием для занятий в режиме динамической смены поз. Таким детям рекомендуется чаще менять позы и выполнять специальные упражнения для стоп.

 

Что касается размещения самой конторки, то тут есть еще один важный момент: надо размещать ее у расшторенного окна так, чтобы расширить зрительный горизонт ребенка. Периодические непроизвольные взгляды в окно крайне важны не только для глаз, но и для мозга. Оказывается, когда ребенок пользуется преимущественно ближним зрением, то у него постепенно отмирают клетки мозга, предназначенные для восприятия пространства!

 

Мало кто задумывается, что между положением нашего тела и психическим состоянием существует огромная связь. Как в географии: от угла наклона оси зависит климат. Если вы согнетесь, опустите плечи и голову, полусогнете ноги, то через некоторое время вы ощутите себя грустным, подавленным, неуверенным. Именно в этом положении и сидят дети за партами. Легко ли им постигать новое, справляться со стрессом? Если же вы распрямитесь, грудь вперед, подбородок чуть поднят – появится ощущение, что все по плечу и можно свернуть горы. Именно в такой позе дети работают, стоя за конторками. Они готовы анализировать, воспринимать новую информацию, искать решения.

 

Выводы по теме «Как сохранить осанку школьника»

  1. Внедрите режим динамической смены поз во время учебы.
  2. Следите, верно ли подобраны углы наклона столешницы и высота конторки, парты, стула.
  3. Научите ребенка правильным позам при работе стоя и сидя.
  4. Периодически контролируйте состояние позвоночника ребенка и его осанку у специалистов, следите за уровнем витамина Д.
  5. Расскажите ребенку, как правильно наклоняться, опускаться на сидение и поднимать тяжести.
  6. Введите в привычку зарядку по утрам, укрепление мышц спины ребенка и «мягкую растяжку» на турнике по вечерам.

 

вернуться к содержанию