Праздник для Нее и праздник для нас

28 августа 2020 год

Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Проповедь клирика храма иерея Павла Беспалова в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

«Сегодня завершается Успенский пост, который нас ведет к светлой Богородичной Пасхе, ибо в образе Божией Матери мы видим вновь и вновь победу над смертью, ибо сегодня Она уснула вечным сном, но как мы знаем по Преданию, Она в теле вознесена к Своему Единородному Сыну.

В сегодняшний день, когда апостолы, все за исключением апостола Фомы, пришли проститься с Божией Матерью, все видели как Ее тело полагают во гроб, как камень гроба затворяется. И, когда апостол Фома по велению Святого Духа по прошествии нескольких дней пребывает к месту погребения, чтобы тоже проститься с ней, то, как мы с вами знаем, гроб был отверст и тела Божией Матери в нем не было.

Это совершенно иное понимание смерти. Смерть не естественна человеку. Ибо Господь, являясь Творцом жизни, являясь Любовью, сотворил человека, но Он никогда не творил смерти. Смерть в этот мир ввел сам человек. Тем, что он ослушался Бога. Господь ему говорил не вкушать плода с древа познания добра и зла, «ибо в тот день, когда ты его вкусишь, ты умрешь». И мы с вами знаем, когда Адам и Ева вкусили запретный плод, во-первых, они увидели, что они наги, стали стесняться друг друга. До этого они не замечали наготы, они были единым целым. Человек представлялся в виде двух половинок – мужчины и женщины, которые олицетворяли одного человека. Даже в Священном Писании слышим, что «сотворим человека по образу Нашему, мужчину и женщину», но «человека». Когда они вкушают плод, эта связь между ним рушится. Этот единый организм, который существовал, умирает в день вкушения запретного плода. А далее мы видим что, как растение, если отодвинуть его от солнца и лишить солнечных лучей, со временем вянет, чахнет и погибает, точно так же и человек, когда он ослушался Бога, сам себя лишил света Божия и Благодати Христовой. Поэтому мы все с того момента имеем эту поврежденную наследственность нашей человеческой природы, мы все страдаем, тяготимся, мучаемся и рано или поздно все умираем. Но Господь так устроил, что отдал Сына Своего Единородного за грехи рода человеческого, чтобы победить эту смерть в ее основании, и даровать человеку жизнь вечную.

Именно Божия Матерь является примером соединения со Христом через смерть. Мы с вами даже называем этот праздник не “смертью” Пресвятой Владычицы Девы Богородицы, а Успением. Она мирно уснула для того, чтобы проснуться со Своим Сыном в Царствии Небесном. Это праздник для Нее и праздник для нас, ибо не только Христос был вознесен на небо, но и Сама Пресвятая Владычица рода человеческого была вознесена на небо, Она первая из людей, Та, Которая именно сотворена и была вознесена именно в теле. Для нас это образ всеобщего Воскресения.

Когда мы встречаемся со смертью, на самом деле мы провожаем человека в Царствие Небесное, к Богу. Если вспомним чин отпевания, которое совершается в храме, то во время него Царские Врата открыты, и усопший лежит лицом к алтарю. Это образ того, что человек идет навстречу Богу. Образ того, что служба отпевания совершается для него, и Бог в этот момент служит для него, чтобы ему в этот момент протянуть руку из Алтаря и сказать: “Войди ко Мне”. Отпевание есть встреча человеческой души с Творцом. Это радость для него. Это скорбь для нас, ибо мы теряем любимого человека. Но теряем лишь по той причине, что не можем в полной мере воспринять ту радость, которую человек обретает. Но для него, это радость соединения со Христом.

Мне очень нравится пример с рождением ребенка: перед родами во чреве у женщины младенец, который уже много на тот момент умеет, умеет различать голоса родителей, слышать, чувствовать, умеет даже немножечко разговаривать, видеть, шевелиться. И когда приходит момент покинуть материнскую утробу, мы знаем, что туда он никогда не вернется, не сможет обратно войти. Но мы знаем, что когда он рождается в этот мир, всё то, что он умел делать внутри матери, он сохраняет, но при всем при этом приобретает и значительно больше – получает возможность этот мир познавать и быть там, где он в дальнейшем захочет. Так же и человеческая душа. Она до времени хранится в теле, лишь для того, чтобы в определенный момент родиться в Боге, и это происходит в момент смерти человека – разлучение души с телом. И мы должны знать, что как младенец во чреве то, что умел делать, так и по рождении умеет, то же самое и человеческая душа: что умела делать в теле, то же она сохраняет и Царствии Небесном, и там у нее открываются еще больше возможности. Поэтому нам этот праздник служит укреплением нашей веры, чтобы мы видели, что смерть на самом деле побеждена. И то явление, с которым мы встречаемся изо дня в день, когда на нас накатывает печаль и тревога, может быть побеждаемо Богом, если я буду в этом видеть Его промысел. И самое главное, надо помнить о том, что человеческая душа идет именно к Творцу. С праздником!»

вернуться

Фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):