Математическая тревожность ребенка

Немногие по-настоящему любят математику, некоторые ее побаиваются («мне не дано»), а есть и такие, кому при виде цифр уже становится плохо. Негативная реакция на ситуации, связанные с математикой, – симптом математической тревожности. Российские психологи сравнительно недавно стали употреблять этот термин, но их американские коллеги обратили внимание на данную проблему еще в 50-е годы прошлого века, и с тех пор было проведено немало исследований.

Так, один эксперимент показал, что существует немало учеников, эмоционально стабильных и уверенных в себе, которые, однако, начинают паниковать, стоит им столкнуться с математической задачей. Это означает, что причина математической тревожности не в особом «тревожном» складе личности, не в уровне интеллекта, а в чем-то другом. Кроме того, ученые пришли к выводу, что математическая тревожность впервые появляется у детей в начальной школе, постепенно растет и достигает пика к 14-15 годам.

 

Причины возникновения тревожности

В первую очередь, считают профессионалы, дело в методике преподавания математики. К примеру, текст учебника, как правило, дает только определения математических понятий, не раскрывая их сути. Школьники вынуждены заучивать текст, не понимая смысла. Кроме того, в подаче материала и его отработке представлен в основном «левополушарный» подход, не затрагивающий чувственный опыт ребенка. В итоге у огромного количества детей складывается представление о математике как о предмете крайне сложном и запутанном.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов говорил: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Но если методика обучения неудачна, то может получиться наоборот: математика не только не приведет ум в порядок, но посеет в нем хаос и панику.

 

Интерес ребенка к обучению подогревается ощущением собственной компетентности, что ему все по силам. Если же он получает задания, к которым его мозг физиологически не созрел, то внутренняя (самая сильная) мотивация ребенка падает, появляется выученная беспомощность. Когда ученик постоянно сталкивается с тем, что не может выполнить какое-то задание, то как бы привыкает к этому и уже не способен справиться даже с легкой задачей, которая вполне ему по силам. Он перестает пытаться, теряет веру, что может сделать это в принципе, испытывает подавленное, депрессивное состояние, которое опять-таки мешает что-либо делать.

 

Принципы обучения

В обучении математике должны действовать те же принципы, что и в обучении любому другому предмету. Это природосообразность, задействование всех каналов восприятия, движение от простого к сложному, от частных примеров к общим законам.

Основатели «Русской классической школы» считают (и трудно с ними не согласиться), что в 70-х годах в нашей стране были переписаны раннесоветские учебники, считалось, что в школу надо спустить современные достижения науки. Реформа готовилась 20 лет группой видных математиков. Проблема была в том, что хоть эти математики и были очень способные, но они совершенно не знали школы, не имели опыта обучения детей, не знали детской психологии, и к тому же они были самоуверенны и пренебрежительно относились к предостережениям опытных педагогов. В итоге реформы учебники получились перегруженными теоретической частью, аксиомами, обобщающими понятиям. Против этого поднялась волна критики, суть которой выразил математик А. Александров: «Вряд ли есть что-либо более вредное для духовного (умственного и морального) развития, чем приучать человека произносить слова, смысл которых он толком не понимает».

Занимаясь по таким учебникам, дети «зубрят» термины («частное», «вычитаемое»…), не понимая смысла. Чертят схемы, не умея решать задачи. Решают во 2-м классе уравнения, не умея считать устно… Произошло искусственное усложнение учебного материала и непомерная перегрузка учащихся, внедрение формализма в содержание обучения и отрыв его от жизни, от практики.

Опыт преподавания по дореформенным учебникам показывает, что можно учить 75% детей на «хорошо» и «отлично». В настоящее время только 8% выпускников сдают математику более чем на 70 баллов, что необходимо для поступления в ведущие вузы страны.

 

Методисты системы «Русская классическая школа» выбрали для обучения дореформенный, проверенный временем учебник Александра Спиридоновича Пчелко. Они переиздали его, сделав содержание задач современным (дети решают не про колхозы, а про самолеты), но сохранив всю последовательность подачи материала и даже все цифры в задачах. Сюжеты задач транслируют созидательный взгляд на мир: люди трудятся, помогают старикам и детям. Нет «прикольных» задач из современных учебников, например: с какой скоростью сын спиливал ножку стула, на котором сидела мама. Или задач, вызывающих тревогу: «Сначала Катю пугали две мохнатки, потом им на помощь прибежало еще три…». Плюс этой линейки учебников состоит и в том, что их оформление не «осовременено», оно настраивает детей на серьезную работу, не заигрывает с ними ложной мотивацией в виде пестрящих мультяшными гномами страниц. Казалось бы, как связаны математика и воспитание личности? Оказывается, они связаны – через методику, через сюжеты задач, через оформление учебников. И тут мелочей нет.

Гораздо легче не допустить развития болезни, вести здоровый образ жизни, чем потом лечить эту болезнь. Так и с математикой: если с самого начала обучения мы учитываем возрастные особенности ребенка, излагаем материал на понятном ему языке, даем доступные задания, если у ребенка есть возможность увидеть и потрогать руками то, что он изучает, если на свои вопросы он получает ответы, то состояниям под названием «математическая тревожность» и «выученная математическая беспомощность» просто не будет места в его жизни!

 

Как не допустить/преодолеть математическую тревожность у ребенка
• До школы заниматься арифметикой в быту, на конкретных примерах (например, считать ступеньки, через сколько дней будет День рождения ребенка).

• Избегать образа математики как чего-то трудного и понятного только «самым умным». Создавать ситуации успеха через решение посильных ребенку задач.

• Делать изучение математики наглядным, проживать ее чувственно, использовать счетный материал, измерительные инструменты.

• Заниматься устным счетом и знакомить ребенка с приемами устного счета, не торопиться знакомить ребенка с вычислениями «в столбик».

• Давать термины и формулировать законы только после того, как ребенок прочувствует их на практике.

• Постоянно контролировать, что ребенку всё ясно, нет «дыр» в понимании.

 

вернуться к содержанию