Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, согласно преданию – дочери святого Иосифа Обручника. Он был одними из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом Иоанн был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Зеведея в лодке (Зеведей занимался рыболовством), оба брата последовали за Господом (Мф.4:18-22; Мк.1:16-20; Лк.5:1-11).

Иисус назвал братьев Воанергес, что значит «сыны грома». Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой и стал апостол Иоанн Богослов.

Иоанн, самый молодой из апостолов, был юношей с чистым, простым сердцем. Его называли «возлюбленным учеником» Господа. Он еще при земной жизни Спасителя был свидетелем явления Его Божественной Силы: вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.8:51), преображении Христа на горе Фавор (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28), молении Господа о чаше в Гефсиманском саду (Мк.14:33). Когда Господа распяли, из всех учеников один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей у Креста, сострадая Ему всем своим сердцем. Тогда же они услышали слова Иисуса: «Жено, се сын Твой!«, а к нему: «Се Мати твоя!» (Ин.19:26-27). С этого времени Иоанн, как любящий сын, взял Пресвятую Деву Марию в свой дом и заботился о Ней, оставаясь и проповедуя в Иерусалиме, до самого Ее Успения.

А после, апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, вместе со своим учеником Прохором отправился на проповедь в Ефес и другие страны Малой Азии. Там он непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудотворениями и исцелениями. За исповедание веры святой апостол был приговорен к смертной казни (совершить которую не удалось) и сослан на остров Патмос. По пути к месту ссылки и на самом острове Иоанн также совершил множество чудес, проповедуя слово Божие. И к моменту пришествия к власти императора Нерва (96-98 гг.), который не желал ни препятствовать распространению Христианского учения, ни преследовать самих христиан, практически все жители острова приняли Святое Крещение, став христианами.

По Божественному Откровению на острове Патмос Иоанном были написаны Евангелие (Евангелие от Иоанна; первые три написаны апостолами Матфеем, Лукой и Марком) и Апокалипсис (книга о судьбах мира и Церкви). Церковь назвала апостола «Богословом» за глубину возвещенных им миру Божественных откровений. На иконах он изображается с орлом, символом высокого парения его Богословской мысли.

Апостола Иоанна именуют «Апостолом Любви«, т.к. он учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех своих Посланиях Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, всей своей жизнью являя пример этой любви. «Детки, любите друг друга. Это – заповедь Божия, и если вы ее соблюдете, этого довольно, чтобы войти в жизнь вечную«.

Апостол прожил на земле более 100 лет, когда Господь открыл ему, что дни его земной жизни сочтены. Иоанн попросил семерых своих учеников выкопать для него могилу, в которую, помолившись, лег и ученики погребли его. Когда же, узнав об этом остальные ученики раскопали могилу, то тела апостола в ней не нашли. Ежегодно 8 мая (по ст.ст.), на протяжении многих лет, на могиле появлялся тончайший прах, который верующие собирали и получали исцеление от болезней.

Память совершается: 21 мая (в память о чуде, совершавшемся на месте его погребения), 13 июля (Собор Двенадцати апостолов), 9 октября (день преставления).

 

Бог есть Любовь

Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют Апостолом Любви. Именно «Любви» с большой буквы. Не той, о которой привыкли говорить не задумываясь: люблю кушать, спать и т.д. Есть иная, духовная Любовь. Это Божий дар, присущий только людям. На законе духовной Любви держится весь наш мир.

Бог есть Любовь. Пребывающий в Любви – пребывает в Боге. И Бог в нем. Посмотрите, говорит апостол Иоанн, как возлюбил нас Господь! Он отдал Сына Своего Единородного на распятие во искупление наших грехов (Ин.16:17). И мы должны также любить друг друга. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Любящий брата своего (а мы все друг другу братья и сестры во Христе) никогда не обманет, не предаст, не обидит, не осудит, не сделает больно, а напротив, – пожалеет и поможет в беде, подставит плечо. Простит по-христиански обиды и грехи не только другу, но и врагу. Иначе говоря, будет поступать с другими так, как хочет, чтобы с ним поступали другие. А если согрешит, то искренне попросит прощения. Ибо нет такого греха, которого бы не простил при нашем покаянии Всемилостивый Господь, которого мы называем своим Отцом. Так учил и так поступал всю жизнь и сам апостол Иоанн Богослов.

Преподобный авва Дорофей сказал: «…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви«.

Справедливость без Любви делает человека Жестоким.
Правда без Любви делает человека Критикантом.
Воспитание без Любви делает человека Двуликим.
Ум без Любви делает человека Хитрым.
Приветливость без Любви делает человека Лицемерным.
Компетентность без Любви делает человека Неуступчивым.
Власть без Любви делает человека Насильником.
Честь без Любви делает человека Высокомерным.
Богатство без Любви делает человека Жадным.
Вера без Любви делает человека Фанатиком.
Обязанность без Любви делает человека Раздражительным.
Ответственность без Любви делает человека Бесцеремонным.

версия для печати

вернуться на страничку Приходское консультирование

вернуться на страничку Храма во имя Иоанна Богослова