Вход Господень в Иерусалим

Праздник Входа Господня в Иерусалим – один из 12-ти главных (двунадесятых) праздников Православной церкви. Празднование совершается за неделю до Пасхи, в воскресенье перед Страстной седмицей, сразу после Лазаревой субботы (день воспоминания воскрешение Лазаря – прообраз Воскресения Христова, и нашего общего воскресения).

На праздничном богослужении воспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий.

Событие это происходило накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много людей на ее празднование, многие же пришли и с Господом. Народ восклицал Ему: «Осанна!» (что значит «спасение», «помощь», восклицание, употребляемое, как выражение радости и благословения). Под ноги ослика, на котором Он ехал, люди стелили свои одежды, ветви зелени, пальм и цветы, чтобы сделать путь мягким и удобным для ослика и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем. Такие знаки внимания, согласно древней традиции, оказывались царям и полководцам, при их победоносном въезде в столицу.  В мирное время даже цари ездили на осликах  (сесть на коня – было знаком войны). Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Почему же встреча была такой торжественной, ведь Иисус и раньше бывал в Иерусалиме? Евангелист Иоанн объясняет, как причину этой радости встречи Господа, великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а евангелист Лука – вообще все Его чудеса. Люди были уверены, что пришел освободитель еврейского народа от римского владычества, но они не знали, что Царство Его – «не от мира сего». И среди всего ликующего народа, только один Иисус знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Он добровольно и сознательно шел на предстоящие мучения, для спасения людей всего мира…

В этот день совершается освящение ваий (ветвей пальмы, отсюда и другое название – Неделя «Ваий» или «Цветоносная»), в память того, что жители Иерусалима встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. На Руси он называется «Вербное воскресенье», потому что не растущие на севере пальмы, заменяются вербой, которая раньше всех других деревьев просыпается весной. Веточки вербы символизируют победу над смертью и Воскресение Христа.

Во время богослужения молящиеся, стоя с букетиками вербы и зажженными свечами, встречают невидимо грядущего Господа. Вербу освящают накануне праздника, на Всенощном Бдении, а также в сам праздник. Принято сохранять, принесенные в этот день из церкви ветви вербы, до следующего года, полагая их в святой угол вместе с иконами. Нельзя выбрасывать освященную вербу в мусорное ведро. Ее можно сжечь, закопать, посадить. Если нет такой возможности – отнести в храм. Некоторые прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки. Мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, по нашей вере и упованию, поэтому не так важно – попала ли на веточку капелька святой воды или нет – верба освящена.

Облачение в Храме в этот день зеленое с золотом – цвет вечной жизни, отражение тех ветвей зелени, которыми встречали Христа.

Об этом событии: Матфей 21:1–11; Марк 11:1–11; Лука 19:29–44; Иоанн 12:12–19.

Несмотря на то, что день праздничный, это тот самый момент, когда стоит задать себе вопросы:

«Во что, в кого я верю? За кем готов последовать? Что для меня является моментом истины?»

версия для печати (Word 2003)
версия для печати (pdf)

вернуться