Внутреннее важнее внешнего

4 декабря 2019 год

Фоторассказ Вадима Кудинова о службе в день праздника Введения во храм Богородицы. Храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского. Проповедь клирика храма иерея Павла Беспалова. 

В том, что маленькую Богородицу ввели в храм, нет ничего удивительного, ибо множество детей воспитывалось в то время при храме. Но удивительно то, что Божия Матерь была введена священником Захарием, отцом Иоанна Крестителя, во Святая Святых. То место, куда мог входить только первосвященник один раз в году. А вот эту трехлетнюю Юницу ввели по наитию Святаго Духа. И как говорит один из священников, ныне почивший, что в этот день совершается Великая Тайна, ибо если до этого храм был единственным местом встречи с Богом и составлял мистерию, т.е. тайну единения человеческой души с Богом. Ту тайну, которая открывалась лишь в том, что Бог в какой-то мере удален от человека, потому что не каждый мог с Ним сообщиться. В Ветхом Завете Бог мог явится тому или иному человеку, но в отрыве от всех людей. Так было с пророком Моисеем, когда он увидел Неопалимую купину, когда он поднимался на гору Синай и на протяжении 40 дней прибывал с Богом, видя «заднее его», как говорит Священное Писание. Т.е не лицом к лицу он общался с Богом, а видел лишь край Благодати Божией. Всё же остальное человечество стояло внизу у горы. Оно видело извержением молний, слышало гром, но не знало, что там происходит. Так было с Иисусом Навином, который видел не саму славку Божию, а видел ангела Михаила, явившегося ему. Который его укрепил. Так было с Авраамом, который общался с Богом, но общался с ним во сне и не видел всей красоты и славы Божией. Так было со многими пророками, но никто не мог в полной мере лицом к лицу встать перед Богом.

И только лишь в сегодняшний день всё мировосприятие церковное, т.е. людей, объединенных верой в Бога, переворачивается. Во главу угла ставится не храм, который был центром жизни иудейского народа. Ибо иудеи могли приносить жертву Богу только лишь в одном храме. И когда храм в Иерусалиме был разрушен в 70-х годах, то иудеи потеряли связь с Богом. И по сей день они об этом страдают и скорбят. Они не могут принести жертву своему Богу. В которого они верят, ибо Христа они не признают как Бога. И поэтому у них есть вот этот отрыв. Для них во главе угла стоял сам храм. Храм как место единения с Отцом. Даже скорее с Творцом. Потому что Отцом Бог стал только при Христе.

И что же происходит сегодня? А сегодня из всего человечества выделяется одна маленькая Девочка, Которая наравне с первосвященником, даже не со священником, а первосвященником – тем, кто возглавлял иудейскую общину, Она вводится в то место, где таинственно пребывает Сам Бог. Она выбранная из всего рода людского и вводится туда, куда не мог войти никто из людей. Это Великая Тайна. Ныне “Храм Господень” вводится в Дом Божий. И что же происходит? А происходит следующее: во главе христианства ставится не храм, как смысл единения с Богом, а человек. И далее становятся понятны слова апостолов и самого Христа, о том, в чем есть любовь: возлюби Бога твоего всем сердцем и душею, всем помышлением твоим и ближнего своего, как самого себя. Слова апостольские: тот, кто говорит, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжец. И нет в нем никакой правды. Потому что невозможно любить Бога, Которого ты не видишь, если брата, которого ты видишь, ты не любишь.

Сегодня переворачивается все миростроение. Сегодня во главу единения с Богом ставится сам человек. И самому человеку открывается Сам Господь во Святая Святых. Это праздник Церковный, праздник нашего единения. Каждый из нас может войти в Церковь, чтобы получить общение с Богом. Ни через кого-то, ни через священников, и не через те жертвы, которые приносил человек, ни через козла отпущения, когда люди выбирали какого-то козлика, возлагали на него свои руки, читали грехи и отправляли в поле на заклание, чтобы он своей кровью омыл их грехи. Сейчас этого не требуется. Сейчас необходимо чтобы я сам пришел к Тому, Кто меня ждет и меня принимает.

Сегодня праздник единения “меня со Христом”. И более того, это единение со Христом по сей день во сей полноте Церкви – встречается. Нет ни одного храма, в основании которого не лежали бы мощи святых Божиих угодников. Единственный путь прийти ко Христу – прийти через намиподобных. Даже если храм выстроен, уложен каждый кирпичик, бревно и гвоздь, висят иконы и горят подсвечники, он может быть переполнен людьми и в алтаре находится епископ со священниками, но, если в основании этого храма и в престоле не лежат Святые мощи, в этом храме не может совершаться Божественная литургия. Антураж внешний есть, а внутреннего содержания единения с Богом, того кто себя отдал ради него нет, то и храма нет.

И в сегодняшний день мы видим, как Божия Матерь Сама освящает каждый храм. Если мы хотим на самом деле к Нему приблизится, то мы должны увидеть в ближнем человеке человека и служить ради него. Если я хочу научиться соединяться со Христом, то я должен научиться соединяться с тем, кто рядом со мной. Я должен войти в сердце, и я должен войти в храм человека, который рядом со мной. Вот об этом сегодняшний праздник. Введение во храм Пресвятой Богородицы – это введение нашей души в сердце того, кто меня окружает. Вот если этот урок я вынесу в своей жизни, то Христос меня никогда не оставит. И самое главное я обрету Его, я войду с Ним в общение и никогда Его не потеряю. Но если я этот урок не приму, то, как бы Господь ни стучался в мое сердце, я Его всегда буду отвергать.

Поэтому нам, дорогие братья и сестры, желаю, чтобы этот день – день Введения во храм Пресвятой Владычицы наше Богородицы – стал поистине единением наших сердец со Христом. И со Христом по слову апостольскому, что тот, кто любит Бога, тот и брата своего должен любить и ему служить.

вернуться

вернуться на страницу «Проповеди и беседы»

фотоальбом (еще фотографии можно посмотреть, перейдя по ссылке):