Протоиерей Максим Козлов «Последняя крепость». Беседы о семейной жизни

Протоиерей Максим Козлов

«Последняя крепость». 

Беседы о семейной жизни.

М., Храм св.мч. Татианы при МГУ. 2005.

Эта книга составлена в форме вопросов и ответов на них протоиерея Максима Козлова, кандидата богословия, выпускника филологического факультета МГУ, настоятеля Храма св.мч. Татианы при МГУ. Вопросы, связанные с семьей, браком, отношениями с родными и близкими, задавали батюшке сами прихожане. Оглавление книги представляет собой полный перечень всех освещенных вопросов, разбитых на шесть разделов, что очень удобно для поиска нужной информации.

В первом разделе «Жених и невеста» о.Максим отвечает на множество связанных с этим жизненным периодом вопросов – и глубоких, таких, как «В чем разница между влюбленностью и любовью?», и более житейских (например, «Как относиться к брачному контракту?»).

Во втором разделе «Муж и жена» освещаются вопросы, возникающие при совместной жизни (напр., «Когда один из супругов раздражительный, то как этим не «заразиться» от него?»), вопросы, разъясняющие истинный смысл известных смущающих людей формулировок (напр., «Что значит «Жена да боится своего мужа»?»), вопросы, касающиеся профессиональной деятельности (напр., «Современная работающая женщина часто бывает плохой хозяйкой. Надо ли ей во что бы то ни стало бороться с собой или лучше спокойно заниматься своей профессиональной деятельностью и пригласить домработницу?»), и ряд других интересных вопросов.

Третий раздел «Дети и родители» делится на несколько частей – «Рождение младенца» (напр., «Что, если врачи во время беременности обнаруживают  какую-то серьезную патологию у плода?»), «Воцерковление» (напр., «Каким образом можно помочь детям ощутить реальность Бога, как говорить  сними о Боге?»), «Воспитание» (напр., «Какова должна быть мера родительских требований к ребенку в плане воспитания в нем, с одной стороны, послушания, а с другой – чувства свободы?»).

Четвертый раздел «Родные и близкие» отвечает на вопросы, связанные с отношениями между воцерковленными и неверующими родственниками, отношениями с родителями мужа (жены), отдельного проживания молодой семьи от родителей.

В пятом разделе «Болезнь и смерть» задаются самые разные вопросы на эту тему (от «Всегда ли болезнь посылается человеку за грехи?» до «Какие ограничения должна иметь эта погоня за здоровьем, ставшая сегодня чуть ли не знамением современной цивилизации?»).

В шестом разделе «Семья как Малая Церковь» объясняется, что это высказывание означает, и даются ответы на многочисленные вопросы, касающиеся количества детей в семье, о том, как вести духовную жизнь в стенах дома, и напоминаются слова Христа о том, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). А раз посреди этих двух или трех – Сам Христос, то значит, и семья, которая строится как малая Церковь, по слову Спасителя неодолима для врат ада и тоже есть наша последняя непобедимая крепость.

Итак, в замечательной книге протоиерея Максима Козлова собрано очень много вопросов и ответов на них. Каждый читатель обязательно получит ответы на многие волновавшие его вопросы и узнает ответы на другие интересные вопросы. Автор написал эту книгу понятным и доступным языком, в то же время отразив концепции православия. Чувствуется, что он подошел с большим вниманием, участием, пониманием, уважением и любовью к спрашивающим при ответе на их вопросы.

В заключение приведу ответ на один из наиболее запомнившихся вопросов.

Вопрос 12, с. 335.

Часто бывает, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго. Почему такое возможно?

Нередко здесь вина лежит на самих верующих, на тех, кто пребывает в ограде Церкви и должен испытывать ответственность за то, что с ней происходит, и радеть о том, чтобы создать в своих приходах обстановку невраждебности по отношению к новоприходящим. Чтобы человек не ощущал себя новичком (это наша старая беда), которого, как пробку из бочки, выталкивают, чтобы у него не возникло чувства, что он никому здесь не интересен и не нужен, чтобы ему не стали сразу говорить о том, что он не так одет, не туда пришел, не туда встал. Это непросто, так как часто приходится сердце свое ломать и принимать такого, пусть неадекватно себя ведущего, пусть не в том костюме зашедшего, пусть не ок времени спрашивающего, но вот оказавшегося в церкви. […]

Еще одна важная проблема: когда первое, что видят пришедшие в храм, − это лавки, книжки, золотые крестики, серебряные, баночки, скляночки, сувенирчики… За всем эти уже не поймешь, что здесь главное, так как видна лишь торговля. Понятно, что мы живем в трудное время, и Церкви нужны деньги. Но нельзя этим соблазнять людей, а ведь многие соблазняются. […]

И все же обвинять кого-то всегда легче, но почти всегда неправильно. В конечном итоге все зависит от самого человека. Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел сюда искать не более приятных, чем в миру, сверстников, не такое сообщество людей, которое живет по иным законам, чем мир, от которого мы оттолкнулись, не старца-духовника, не чудес, не красоты пения или древних икон – он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется. Но если он в Церкви будет прежде всего искать человеческое, тогда произойдет то, что почти всегда и происходит. Тот, которого этот человек видел кумиром, обязательно упадет с пьедестала, на который он сам его и вознес. Так что и винить в таких ситуациях некого, кроме себя.

Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в Церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли. Или кто-то недоволен, что священник не отличается широтой взглядов, а кто-то, напротив, что у него нет той узости взглядов, которая лично этому человеку более понятна и желанна, и прочее, и прочее. Думаю, так происходит оттого, что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся.

Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано […].

вернуться

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *