Об освященном хлебе

Просфора, Евхаристический Агнец, Артос, Антидор

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин.6:48). Земной хлеб питает человеческую жизнь, Хлеб небесный – Христос, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. Хлеб – это и символ самой Церкви.

Просфора (просвира) в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлеб. Словом «просфора» (греч. «приносимое») в древности назывались приносимые верующими на богослужение хлеб, вино, елей – оливковое масло, воск для свечей – все, что нужно для совершения Литургии. Часть этих приношений предназначалась для совершения таинства Евхаристии, другую – вкушали на братской трапезе.

Просфора очень символична:

  • готовится из муки (зерен от бесчисленного множества колосьев), что означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей;
  • при изготовлении просфор в воду добавляются святая вода (как благодать Божия) и дрожжи (как животворящая сила Духа Святого, дающая жизнь всякому созданию);
  • двусоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: Божественной и человеческой. Нижняя часть соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя – с печатью, соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий;
  • разделение просфоры на две части видимым образом обозначает невидимое разделение естества человека на плоть и душу, находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются обе части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются, становясь одним целым.

Печать на верхней части просфоры изображает четырехконечный равносторонний крест с надписями: над перекладиной креста – IС ХС (Иисус Христос), под перекладиной – НIКА (греч. «победа»). Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих.

На Литургии во время совершения проскомидии из просфор с молитвой вынимаются частицы, за людей, чьи имена были поданы в записках «О здравии» или «Об упокоении» (на обедню, проскомидию). Такие просфоры называются «вынутыми», и становятся святыней.

В наших храмах (такую) просфору можно получить в свечном окошке после Литургии (детям раздают просфоры после Причастия).

 

Евхаристический Агнец – частица в форме куба, вырезаемая из главной просфоры на проскомидии и прелагаемая затем в Тело Христово. Частицами Агнца причащаются верующие в Таинстве Евхаристии.

 

В конце Литургии раздается антидор – маленькие части главной просфоры (из которой вырезается Святой Евхаристический Агнец), которые не употребляются для таинства Евхаристии. Греческое слово «антидор» происходит от слов «анти» – вместо и «ди орон» – дар, то есть точный перевод этого слова – «вместодарие». По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение. Если же вы утром что-либо съели и на службе вам дают антидор, от него следует отказаться или взять домой и принять натощак в другой день.

 

Хлеб, раздаваемый на всенощном бдении – тоже освященный хлеб. В древние времена, когда всенощная продолжалась всю ночь, для подкрепления сил христиане вкушали хлеб и вино. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, обычай сохранился. Освященный на всенощном бдении хлеб можно есть сразу после получения в храме, не натощак.

 

Артос (греч. «квасной хлеб») – это особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие. Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно выносится на пасхальные крестные ходы. В субботу на Светлой седмице его с особой молитвой разрезают и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

 

Как обращаться с просфорой и артосом?

  • Просфору и артос хранят в святом углу возле икон, относясь к ним с благоговением, как к святыне.
  • Хорошо разделить просфору на части, просушить и держать в отдельном мешочке из ткани – так она будет дольше храниться.
  • Просфору принято вкушать натощак после утреннего молитвенного правила, прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды»; не допуская, чтобы крошки падали на пол.
  • Частицы артоса употребляются в особых случаях, например, в болезни, также натощак с благоговением, молитвой и со словами «Христос воскресе!».
  • Бумагу, в которую была завернута просфора, сжигают, т.к. на ней могут остаться крошки.
  • Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
  • Нельзя давать просфору животным.

 

Можно ли на могиле покрошить просфору?
Т.к. просфора – это святыня, крошить ее на могиле не нужно. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в нашей молитве.

Можно ли давать просфору некрещеным?
Давать просфору некрещеным не имеет особого смысла. Некрещеный человек, как правило, или не имеет веры, или сомневается и потому не имеет правильного отношения к святыне, поэтому и употребление ее, скорее всего не принесет ему духовной пользы.

 

версия для печати (.doc)
версия для печати (.pdf)

 

вернуться

 

Молитва на употребление просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.