Проповеди на Успение Пресвятой Богородицы

 

27 августа 2017 года

Протоиерей Павел Федосов, вечерняя служба в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

В очередной раз мы празднуем Успение Божией Матери и торжествуем. Хотя, казалось бы, для всех смерть – это что-то тяжелое, ужасное, какая-то потеря. Но мы сегодня празднуем. И это празднество определяет вся полнота церкви в Богослужебных песнопениях и, в частности, кондак Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу».

Господь перед крестными страданиями говорит Своим ученикам: «Вы опечалились оттого, что Я ухожу от вас и иду к Отцу Моему, но вы зря печалитесь, ибо если Я не пойду к Отцу Моему, то утешитель Святой Дух не придет, а если пойду, то пошлю Его и Он вас научит всему, что необходимо и жизненно важно», в первую, очередь для спасения души. Что полезно в жизни? Чем пользоваться и чем не пользоваться? Что приобретать и от чего отвергаться? Что иметь и от чего бежать как от ядовитого? Во всяком деле: и в отношениях между людьми, приобретении вещей, имущества, или еще чего-то, ибо каждого Дух Святой научит.

Так и в день Успения Пресвятой Богородицы мы не потеряли Ее, но у Престола Божия нашли самого наисильнейшего заступника, самую последнюю инстанцию, практически никогда, никому ни в чем не отказывающую. Все акафисты, а русский народ любит читать и составлять акафисты, изливая в них всю свою душу, говорят о том, что Матерь Божия остается единственной надеждой от множества наших прегрешений.

Сегодня, перед тем как идти на службу, мне пришло сообщение, от монаха Симеона афонского. «Почему при таком количестве молящихся и постящихся людей очень мало спасающихся?» И этот монах Симеон афонский отвечает: «потому, что мы жизнь окружающих делаем адом». Мы хотим себе рая, мы умоляем Бога и не можем умолить, умоляем Матерь Божию о заступничестве. Нам Господь не говорил идти и опечаль, озадачь кого-то, нам Господь говорил: «Друг друга тяготы носите, так вы исполните закон Христов». Так учит нас слово Божие, данное нам через апостолов Духом Святым. Это ни то, что потакать страстям, похотям и прихотям человека. Понимая, что если сейчас не дать выпить человеку 20 грамм – он умрет, нужно дать, но каждый последующий раз давать ему на бутылку, это уже потакательство. Так же и в других делах.

Мы должны носить бремена друг друга. А у нас получается зачастую, что мы делаем обратное. В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова описывается следующий случай. В одном монастыре один брат согрешил: грех ощутимый, но не настолько, чтобы долго попрекать этим грехом. Неопытные братья пошли, чтобы помочь брату, поддержать, чтобы он не унывал и не отчаивался. Но, придя к нему, они стали обличать его еще больше. В это время рядом проходил великий подвижник. Он подходит к ним и говорит. Я видел один раз случай, когда человек зашел в тину и по щиколотку утонул в грязи, другой подошел к нему, чтобы вытащить, но вместо этого вогнал его по плечи. Подвижник обличил братьев, которые пришли помочь своему собрату в исправлении его греховной жизни, а вместо этого еще больше втоптали его в грязь. За небольшой грех. Сделали жизнь его не благочестивей, не разделили с ним горе, не поучаствовали в нем, не помогли, не сказали: «Брат мы вместе помолимся за тебя и поможет искупить твой грех соборностью молитвы». Но еще больше обличив его, они могли довести его до уныния и может даже до самоубийства.

Так и в нашей жизни, наша помощь иногда совершенно не та, какую мы должны давать. Господь нам всем говорит в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы». И когда человек находит Бога, даже в трудные минуты состояния своей души, то у него есть сила нести тот крест, ту скорбь, которую мы с вами заслужили по своей греховной жизни, по своей греховной глупости, по увлечению своими страстями.

Поэтому и сегодня, прибегая к милосердию и заступничеству Матери Божией, мы должны понимать: мы хотим, милости, понимания, любви, мы хотим, чтобы нас лишний раз не обличили и не «ткнули носом». Но поступаем ли мы так сами? Людям, которые рядом, от общения со мной становится легче или наоборот?

Давайте учиться у Той, Которую мы сегодня призываем в молитвах, у Пресвятой Богородицы, чтобы Она умолила Господа, умягчила наши злые сердца, вразумила, отогрела их, наполнила благодатью Святого Духа. И, отогревшись, мы стали бы более любвеобильны друг к другу, друг друга понимали и поддерживали. И в этой любви стали наследниками Царствия Небесного.

 

28 августа 2017 года

Иерей Павел Беспалов, Божественная литургия в храме во имя архистратига Божия Михаила.

Жизнь Божией Матери на протяжении всего времени была наполнена многими трудностями. Если мы возьмем даже те скудные знания о Ней, известные из Священного Писания, то увидим, что Она осталась сиротой в три года: когда Ей исполнилось три года, родители по данному ими обету отдали Ее на воспитание в храм. И с тех пор Дева Мария жила и воспитывалась в храме, входя во Святая Святых. Постоянно пребывала в молитве, в посте, но, тем не менее, Она покинула свой отеческий дом. Далее мы знаем, что когда по закону иудейскому пришло время Ей вступать в брак, потому что Ей уже надо было уходить из Иерусалимского храма, то Ее отдали на попечение Иосифу, который стал Ее обручником. И который должен был хранить Ее девство, целомудрие. Когда же Архангел Гавриил, возвестил Ей великую радость, что Ей предстоит стать Матерью Бога, Ей тем не менее пришлось очень сильно страдать, когда Иосиф, увидев что Она беременна, засомневался. Он боялся того, что не сохранил Ее девство, до тех пор, пока Ангел не явился Иосифу и не сказал: «родившееся в Ней есть от Духа Святаго». Но, тем не менее, Ей пришлось пострадать.

Потом мы помним, то, что когда по закону иудейскому Она принесла в храм Младенца Иисуса Христа, праведный Симеон предсказал, что Христу предстоит пострадать, что смерть Его пройдет через сердце Самой Божией Матери. Она с самого первого момента, когда Младенец родился, уже знала, какую жизнь проживет Ее Сын.

И как мы с вами слышим из Евангелия, Она все это слагала в Своем сердце. Сколько Ей пришлось пройти потом с этим с маленьким Младенцем. Когда Они бегали то в Египет, то из Египта возвращались. В страхе от того, что там творилось, когда всех младенцев первенцев от года до трех лет жесточайшим образом убивали по приказу Ирода. И то самое страшное событие, когда Христос вышел на Свое служение уже явно. То, ради чего Он пришел – Распятие. Каково Ей было стоять у креста и видеть как Ее Сын избитый, переломанный, униженный и оскорбленный был распят и пригвожден к этому древу.

Пресвятая Дева Мария – Та, Которая пережила смерть единственного любимого Сына. Что Ей пришлось пережить? Ее жизнь была далеко не сладкой и не прекрасной. Она – мученица с первых дней своей жизни. И Успение, которое в сегодняшний день мы вспоминаем, на самом деле было для Нее отдохновением, потому что Она возвращалась в Свой Отчий дом, возвращалась к Своему любимому Сыну. К Тому, который Ее хранил, который постоянно находился с Ней. Который Ее любил, оберегал. Который Ее сделал Матерью каждого из нас в лице Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она возвращается к Нему.

И на иконе Успения Божией Матери мы видим, что телом Она находится во гробе, вокруг Нее ученики, а за Ней мы видим Христа, который держит Ее маленькую, совсем юную душу, возвращая Ее к Себе. И, с одной стороны, возвращая Ее в Отеческий дом, потому что Бог есть Отец народов, потому что Он есть Творец всего, а с другой стороны возвращает Ее в тот дом, где Она является Матерью каждого из нас. Для Нее это была великая радость. И когда Она узнала, что Ей предстоит умереть, то с нетерпением этого ожидала, потому что знала, что Она идет туда, где встретится с любимым Сыном.

Именно поэтому мы и обращаемся в наших трудностях к Пресвятой Богородице, в наших невзгодах, в наших печалях. Потому что Она пережила то, что нам далеко не всем предстоит пережить, или кто-то пережил. Именно поэтому мы и просим у Нее утешение в скорбях и в немощах, потому что Она знает куда больше, чем мы, именно поэтому Она и предстоит перед Престолом Божиим. И умоляет, и укрепляет, и поддерживает каждого из нас. Поэтому нам, дорогие братья и сестры, в сегодняшний день вновь и вновь желаю того самого предстательства, которое Божия Матерь несет о каждом из нас. Постоянно, из часа в час, изо дня в день, из минуты в минуту. Оберегая и охраняя нас Своим Материнским Покровом.

 

28 августа 2017 года

Протоиерей Павел Федосов, Божественная литургия в храме во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

Мы сегодня почитаем Божию Матерь и опять же возвращаемся к Ее младенчеству, возвращаемся ко времени, когда Ее отдали в храм Божий. Все свое время, все свое сердце и любовь Она отдала Богу. От трехлетней девочки до момента, когда нужно было уходить, окончив свое обучение, когда Ее обручили Иосифу.

Все время Она понуждала Себя, потому что горела любовью к Тому, Которому Она хотела служить. Когда Ее хотели выдать замуж, Она сказала, что не хочет этого, и Свое девство посвящает Творцу и Создателю. Для людей ветхозаветных это было дико. Женщина по заповедям Божиим должна спасаться чадородием. Но они не могли нарушить Ее желание, потому что Она посвящала Себя Богу. Поэтому и решили отдать Ее Иосифу Обручнику, и положиться на волю Божию.

Мы знаем, что Она сохранила Свое целомудрие и девство, понудив Себя к тому, чтобы сохранить Свой внутренний стержень. И сегодня мы говорим: «Превысшая всех небес». Она рождена плотью, но получив особую благодать, превзошла ангелов. Начав с малого понуждения: от трехлетней девочки.

Мы сегодня просим милости и благодати у Матери Божией, наивысшей Заступницы перед Богом. Она прошла путь земной жизни, путь скорбей, когда Ее родного Сына, Который пришел сказать людям о покаянии и справедливости, избили и распяли. Как мать Она это претерпела. Она, начав с малого, прошла путь земной жизни, и, достигнув высокой благодати, помогает нам. А мы зачастую начинаем учить тому, чему сами не научились, чего сами не знаем.

В нас должен быть стержень. Но он должен начинаться с малого: я сегодня перетерплю и не отвечу на замечания своей семьи, и скандал не разразится. Я сегодня в пище перетерплю, и Господь даст силы уже во многом. Я сегодня сделаю для спасения души маленький шажок, но сделаю, а завтра у меня уже будет сил намного больше. И это опыт жизни, это опыт церкви, это опыт святых отцов и матери Церкви. Поэтому и сегодня, прославляя Матерь Божию, будем у Нее учиться тому, чтобы понуждать себя к исправлению своей нерадивой жизни, исполнению заповедей Божиих, очищению сердца и стяжанию благодати Святаго Духа. Аминь.

вернуться на страничку «Проповеди и беседы»