Первые Челябинские областные Рождественские чтения

11-12 декабря 2014 года

Тема Рождественских чтений – «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» – была обусловлена тем, что в 2015 году исполняется ровно 1000 лет со дня блаженной кончины князя Владимира.

Свою работу Рождественские чтения начали 11 декабря. На открытие масштабного форума во Дворец культуры завода им.Колющенко прибыло несколько сот человек – государственные служащие, священнослужители, общественники, педагоги, студенты и школьники. Звуки струнного квартета, который играл пьесы Моцарта в фойе Дворца, создавали праздничную атмосферу. Привлекали внимание выставки трезвенников и защитников семейных ценностей.

В президиуме – митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Троицкий и Южноуральский Григорий, заместитель губернатора Челябинской области Е.В.Редин, министр образования и науки региона А.И.Кузнецов, заместитель министра культуры Я.Н.Комиссарова, начальник управления по делам образования города Челябинска С.В.Портье.

Чтения открылись общим пением молитвы «Царю Небесный». Затем владыка Никодим в приветственном слове напомнил, что именно православие, принятое нашими предками при князе Владимире, сформировало культуру и традиции России, самобытность нашего государства. Архипастырь процитировал высказывание историка А.В.Карташова: «Русь выбрала себе «святость» как высшее задание своей истории, государства и культуры. Поняла его цельно, как святость конкретного православия с его учением, культом, благоуханной красотой, с его аскезой, суровой правдой и жалостливым милосердием. Отдалась Православию еще вернее, еще трагичнее, чем сами её отцы-учителя греки. Истины веры православной столь глубоко проникли в сердца людей разных возрастов и воедино соединили различные слои населения, что можно с уверенностью сказать: без веры православной невозможно существование и самого Российского государства. Воистину мы видим, что принятие христианства святым равноапостольным князем Владимиром есть действительно цивилизационный выбор, и ныне во многом определяющий современную жизнь. Особо эта тема важна в свете событий, которые сегодня происходят на территории Украины. Эта тема напоминает нам, что все мы вышли из одной купели. Великороссы, малороссы, белорусы – мы являемся единым народом», – сказал правящий архиерей.

Приветствуя участников чтений, заместитель губернатора Е.В.Редин передал митрополиту приветствие главы региона и призвал к необходимости беречь свою историю и свою страну.

Министр образования и науки А.И.Кузнецов сказал, что Чтения призваны дать новый импульс сотрудничеству системы образования и Церкви в уральском регионе: «Тема выбрана очень актуальная. Она близка мне не только как министру, но и как преподавателю истории (по первому образованию). Период правления князя Владимира – это действительно время становления государственности, складывания взаимоотношений между властью, Церковью и народом на территории нашей страны. Отношусь к этому периоду отечественной истории с особым чувством».

Заместитель министра культуры Я.Н.Комиссарова огласила приветственный адрес министра культуры А.В.Бетехтина и добавила, что Чтения – яркое событие, завершающее Год культуры. Начальник управления по делам образования Челябинска С.В.Портье выразила надежду, что форум станет традиционным.

Затем вниманию слушателей были представлены научные доклады. С первым выступил протоиерей Игорь Шестаков. Он указал на распространенность и большую опасность неоязыческих версий дохристианской истории восточных славян, обратил внимание на слабое знание источников и установленных профессиональными историками фактов о роли волхвов в дохристианской Руси и о составе языческого восточнославянского пантеона. Отец Игорь привел целый ряд примеров насильственного крещения западноевропейскими правителями своих народов и отметил, что нет достоверных сведений о насилии при крещении Руси.

Доктор исторических наук, профессор ЧГПУ П.Б.Уваров рассказал о специфике того общества, в котором Православной Церкви приходится нести сегодня свое служение. Когда христиане убеждали в правоте Евангелия римских язычников, одна религия сменяла другую. Но происходило это в условиях господства религиоцентристского миропонимания, сегодня же ситуация принципиально иная: «С XVIII-XIX веков главным оппонентом православия становится цивилизация, выросшая на руинах католического Запада и впервые в мировой истории формализовавшая мир на основе мировидения, принципиально не содержавшего в себе Бога».

Председатель Челябинского областного общественного фонда культуры В.Л.Королев рассказал о проблемах сохранения культурного наследия Южного Урала, о том, что культурными началами, объединяющими наш регион, являются православие, общая история, высокий интеллектуальный уровень населения. Он упомянул о необходимости формировать православный облик городов и сельских поселений, особо остановился на сложной ситуации в сфере СМИ и призвал к созданию средств массовой коммуникации, способных формировать православную информационную среду.

Кандидат филологических наук Е.В.Семенова, доцент челябинского филиала РЭУ им.Плеханова сообщила о надвигающейся опасности гибели русского языка, о том, что общество перестает ценить знание родного языка, утрачивает способность понимать и использовать в своей речи метафоры, призвала к укреплению позиций русского языка в РФ и популяризации его за рубежом.

Доктор исторических наук, профессор ЧГПУ С.С.Загребин заверил собравшихся в том, что Россия всегда была, есть и будет оплотом традиционной культуры, основанной на православии. В качестве примера ученый привел творчество Андрея Тарковского, который считал искусство средством утверждения вечных ценностей.

Последним стало яркое и живое выступление главного врача медицинского центра «Наркология» А.А.Власова, изобилующее цитатами Священного Писания. Он назвал трезвение одной из главных христианских добродетелей и призвал всех воздерживаться даже и от культурного винопития.

 

Вслед за научными докладами состоялось награждение лауреатов педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя». Грамоты, цветы и подарки получили более 20 педагогов. Среди них – В.М.Кузнецов, заведующий кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института повышения квалификации работников образования, за вклад в разработку учебного пособия «Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс».

Затем перед участниками и гостями Чтений выступил Челябинский государственный русский оркестр «Малахит» под управлением народного артиста России В.Лебедева.

«Рождественские чтения в стране проводятся не одно десятилетие. И, слава Богу, что теперь такой форум есть и на Южном Урале, – сказал после мероприятия министр образования и науки Челябинской области А.И.Кузнецов. – Главное состоит в том, что без Церкви становление системы образования в нашей стране, государственности вообще сложно себе было представить. Жаль, что у нас не было этого мероприятия раньше, ведь оно символизирует наши совместные усилия по совершенствованию системы образования. У нас действительно точек соприкосновения очень много. Это не всегда заметно, хотя какие-то вещи на виду. Та же самая православная гимназия – очень успешное заведение Челябинской области. Или же курс основ религиозных культур и светской этики, по поводу которого так долго ломали копья. Теперь, слава Богу, уже поняли, что без этого курса было сложнее, нежели сейчас».

Отвечая на вопрос о соотношении науки и религии, министр образования назвал неразумным мнение, будто наука и религия обречены существовать в режиме конфликта. «Многие великие ученые, в том числе нобелевские лауреаты, – это глубоко верующие люди. И здесь нет никакого противоречия. Это выбор каждого конкретного человека. Образование, Церковь, наука – это вещи не противоречащие друг другу, а взаимодополняющие. Организация таких Рождественских чтений – это серьезное восполнение некоторых пробелов, которые еще существуют в наших взаимоотношениях. Надеюсь, отношения министерства образования с Челябинской митрополией благодаря Рождественским чтениям действительно выйдут на новый уровень», – подытожил А.И.Кузнецов.

 

 

Второй день Чтений был посвящен работе по пяти направлениям – «Церковь и образование»,  «Церковь и культура», «Церковь и социальное служение», «Церковь и молодежь», «Церковь и воинское служение». Также в рамках Рождественских чтений прошел целый ряд выставок, встреч и круглых столов, где были затронуты вопросы взаимодействия общества, Церкви и государства как на территории области, так и в масштабах страны.

 

«Церковь и образование»

Вопросы сотрудничества Церкви и системы образования обсуждались в Челябинском государственном педагогическом университете. В конференции принимали участие не только ученые, но и рядовые педагоги, презентовавшие свои практические проекты. В рамках направления работали параллельно секции по преподаванию ОПК, по воскресным школам, общепедагогическая, историческая, культурологическая, катехизаторская. Прошло также совещание благочинных по религиозному образованию.

Необходимость изучения юными гражданами основ духовно-нравственной культуры своей страны давно не является спорным вопросом. Сегодня она закреплена законодательно законом «Об образовании» 2012г. и Федеральными государственными образовательными стандартами, согласно которым в учебные планы школ могут быть включены соответствующие предметы. Предмет новый не только для школьников, но и для их учителей, потому так важны подобные мероприятия.

«С XIX века существует схема, согласно которой религия является лишь одним из сегментов культуры, когда сытый человек занимался творчеством просто из потребности мечтать. Но на самом деле, как показывает современная наука, существует лишь два типа организации человеческого бытия: либо относительно религиозных истин, либо относительно их отсутствия, – пояснил участник исторической секции, профессор ЧГПУ П.Б.Уваров. – Пора отходить от представления о религии как об опиуме народа, фантазиях. Пусть этому подчас не способствуют программы, методики, пронизанные марксисткой идеологией. Учителям вообще непросто: им надо говорить детям, как хорошо быть хорошим, а дети видят, что в жизни преуспевают люди другого типа. Для того чтобы устранить этот диссонанс, необходимо понять логику традиционных ценностей. На что и направлено изучение основ православной культуры».

Не только педагоги приняли участие в конференции, но и дети, которые вместе со своими родителями постигают духовно-нравственное измерение истории родного края. «Книгу памяти» лиц, репрессированных в Чебаркульском районе, в том числе пострадавших за веру, представил ученик 10 класса Челябинской православной гимназии И.Туранин.

«Очень часто педагогам, преподающим основы Православия, не хватает именно практических знаний, – сказал директор православной гимназии протоиерей Алексей Егоров. – Рождественские чтения в Москве хороши, но каждого учителя туда не отправишь. И когда я смотрю программу наших малых Рождественских чтений, то с радостью отмечаю, что здесь меньше теоретиков, но больше практиков, что в них участвуют люди, принимающие участие в непосредственной педагогической работе, уже создавшие авторские программы, имеющие навык работы с детьми. Уверен, что многим участникам доклады послужат как поводом к размышлению, так и руководством к действию».

 

«Церковь и культура»

Мероприятия этого направления состоялись в Челябинской государственной академии культуры и искусств.

Сначала в концертном зале им.Смирнова прошло пленарное заседание, которое открыли ректор ЧГАКИ В.Я.Рушанин и руководитель отдела по взаимодействию с учреждениями культуры Челябинской епархии иерей Виктор Голубцов. В зале были студенты, преподаватели, а также гости из Миасса, Снежинска, Юрюзани, интересующиеся культурой православия.

После исполнения гимна академии культуры с приветственным словом к собравшимся обратился доктор исторических наук, профессор В.Я.Рушанин, в частности он сказал, что развитие отечественной культуры началось с принятия христианства и Церковь играла и играет выдающуюся роль в развитии культуры во всем мире, а актуальность встречи заключается в том, что сегодня культурно-историческое наследие России нуждается в защите.

Священник Виктор Голубцов выразил уверенность, что каждый гражданин России независимо от вероисповедания и национальности должен знать культуру своей страны, а значит, иметь хотя бы самые общие представления о православии.

Затем продолжились научные доклады. Кандидат культурологии, доцент ЧГАКИ М.Л.Шуб указала на то, что сытость или достаток не может стать национальной идеей в России. Об этом говорили многие классики, включая Тютчева и Достоевского. Коснувшись современной ситуации, Мария Львовна сказала, что если опираться на данные социологических исследований, проведенных кафедрой культурологии и социологии ЧГАКИ, то ситуация в сфере духовной культуры может быть оценена с умеренным оптимизмом. «Дело в том, – объяснила М.Л.Шуб, – что констатация современной ситуации подразумевает действительно достаточно такие печальные эпитеты  – «духовное безвременье» и т.п. Но если мы оцениваем духовные горизонты развития человечества в масштабах нашей страны, то здесь можно говорить об оптимизме. Об этом свидетельствуют полученные данные социологического исследования: по мнению респондентов, современное российское общество разобщено, но работать над духовной консолидацией необходимо. Кроме того, они убеждены, что у России есть свой особый нравственный путь».

Со своими размышлениями по поводу отношений между Церковью и культурой выступила кандидат культурологии, доцент И.Н.Морозова. Проведенный анализ свидетельствует, что ведущие деятели отечественной культуры, даже не вполне православные по взглядам, ощущают необходимость диалога с мыслителями-христианами.

Затем собравшиеся посмотрели снятый студентами документальный фильм о Христорождественском храме в Кыштыме. Его предварило слово доцента, кандидата педагогических наук А.В.Лушниковой. Дадее кандидат культурологии В.К.Биче-оол рассказал о переводах текстов Библии на языки северных народов. Эта работа, начатая еще в XIX веке, ныне продолжается как энтузиастами, так и особой организацией – Институтом перевода Библии. Кандидат исторических наук А.Н.Терехов проанализировал образные определения России наподобие «третий Рим» или «священная держава».

Пленарное заседание завершилось получасовым концертом духовной музыки в исполнении архиерейского хора Челябинской епархии (регент Е.А.Коробейникова). Участники чтений услышали как произведения русских композиторов времен Российской империи, так и современную духовную музыку. В финале хор исполнил известный концерт Бортнянского «Слава в вышних Богу».

В стенах академии был развернут ряд экспозиций – фотовыставка о современной истории Челябинской епархии, выставка резных образов выполненных А.В.Коробейниковым, история русского костюма и выставка о жизни Челябинска в годы Первой мировой войны.

Далее Чтения продолжились работой секций. На одной генеральный директор объединения «Доброе кино» О.Б.Малахова рассказала о цикле видеоматериалов, которые можно использовать на уроках по основам православной культуры. На второй – кандидат педагогических наук Ю.В.Гушул рассказала о собственном проекте по популяризации выразительного чтения, а студенты прочли христианские стихи русских поэтов XIX-XX вв.

В заключение участники направления приехали в Свято-Симеоновский кафедральный собор, где священник Олег Чиянов провел для них экскурсию по музею церковной истории Южного Урала. Они также увидели спектакль «Люди-птицы» в исполнении детско-юношеского православного театра «Белая птица».

 

«Церковь и социальное служение»

Социальные приходские работники, священники, врачи, сестры милосердия, представители городской администрации собрались в музее истории медицины Челябинска. Место встречи выбрано не случайно: именно на территории Первой городской больницы 20 лет назад был открыт первый больничный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Его настоятель, протоиерей Михаил Горбунов руководит социальным отделом Челябинской епархии.

«Знать евангельские истины очень важно, они лежат в основе нашей жизни, – размышляет отец Михаил. – А вот чем наполняется эта жизнь? Здесь к знанию евангельских основ надо прилагать дела. Мне не нравится сочетание «социальная деятельность», лет 100-150 назад такого термина не было. Это жизнь по Евангелию. Только дела свидетельствуют, действительно ли человек, который называет себя христианином, является таковым. Богу мы выражаем нашу любовь, участвуя в Богослужениях и Таинствах. А служение ближнему продолжается после Литургии по мере сил и возможностей каждого. Конечно, никто не требует, чтобы человек выполнял заповедь о любви к ближнему непосильным для себя образом. Начинать надо, как советуют святые отцы, с малых дел – потихонечку каждый день творить дела милосердия».

В работе направления «Церковь и социальное служение» приняли участие как миряне, так и клирики – священники и, что особенно важно, диаконы. Ведь на заре христианской истории именно диаконы занимались проблемами вдов, сирот, больных и нищих. Так и в Челябинской епархии, диакон Вячеслав Дьяков отвечает за помощь наркозависимым людям, а диакон Владимир Панарин открыл Центр помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. О своем опыте они рассказали участникам секции.

«Все мы знаем, что вера без дел мертва, – рассуждает В. Панарин, руководитель центра «Берег». – Как христиане мы готовы оказать помощь ближнему. А вдруг мы не видим тех, кто действительно нуждается? Они не стоят на каждом шагу, многие стесняются о чем-то просить. Поэтому в каждом приходе священник может возглавить и организовать эту работу: собрать информацию, направить добровольцев или материальную помощь. Мы в центре «Берег» ежедневно ведем работу с мамами и малышами, одним закупаем лекарства, другим отвозим вещи и памперсы. И каждый раз публикуем на своей страничке Вконтакте подобные сообщения: «Нужно отвезти маме на ЧМЗ коляску, отзовитесь, у кого есть машина и пара часов времени». Оказывается, что очень многие готовы пожертвовать самым дорогим, что есть – личным временем – чтобы помочь незнакомым людям. А сейчас мы начали акцию «Подари Чудо в Рождество»: спрашиваем ребят, о каких подарках они мечтают. Вчера одна девочка написала, что хочет две банки сгущенки и куклу. Вот такие у нас подопечные. И как таким не помочь?»

В Челябинске социальное служение Православной Церкви пока нельзя назвать особенно масштабным. Тем не менее, в нашей епархии существуют уникальные проекты, вроде общины глухих и слабослышащих людей при Свято-Васильевском храме на ЧТЗ, в нескольких храмах есть группы помощи алко- и наркозависимым людям и их семьям. Прихожане храма Георгия Победоносца в Металлургическом районе несколько лет подряд кормят на своей территории бездомных. Два сестричества оказывают серьезную помощь больным в первой и шестой городской больницах. Челябинские священники окормляют детские дома и интернаты, причем делают это не только по праздникам.

Что касается сельских храмов, то во многих деревнях они стали настоящими центрами милосердия: там кормят стариков и детей, раздают одежду, организуют праздники. Конечно, объемы церковной помощи несравнимы с государственной поддержкой, но именно здесь человек может получить точечную, индивидуальную помощь без справок и волокиты. В конце концов, здесь можно выговориться, получить добрый совет и надежду.

Собравшиеся обсудили возможные формы сотрудничества с органами власти, формы помощи обездоленным. Животрепещущий вопрос – о путях преодоления той или иной химической зависимости, о помощи алкоголикам и наркоманам.

По словам священника Алексея Лежнина, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», который возглавляет Центр социальной реабилитации химически зависимых людей «Воскресение», «работа с алкоголиками и наркоманами у нас началась в 2006 году, когда к настоятелю храма «Утоли моя печали» пришла мать молодого человека, который лежал в наркологии, и спросила, почему сектанты оказывают помощь зависимым, ходят в наркологию, проводят беседы, а православные — нет. Вот с этого момента приняли решение заниматься этой работой при малом приписном храме. Когда человек лежит в ломке, ему могут помочь только медики. Но его родственники уже могут начать получать помощь и что-то менять в своей жизни. Помощь зависимым людям начинается с помощи родственникам, потому что семья – это единое целое. Молитва – это в первую очередь. Родственники начинают с себя: пытаются избавиться от созависимости, прекращают решать проблемы зависимого человека, спасательством заниматься. Обычно выздоравливают через боль. А родственники, движимые благими намерениями, пытаются эту боль сгладить. Мы учим их этого не делать, а дать человеку почувствовать последствия своей зависимости. И в большинстве случаев, если родственники совершают правильные действия, человек начинает просить о помощи. Тогда начинается работа с самим зависимым. У нас на приходе 10 групп различной направленности (в каждой до 40 человек). Человеку помогают обрести мотивацию на дальнейшее выздоровление. Это сплошное чудо: наркоман, алкоголик по всем законам физики должен спиться и умереть, а он трезвый и живой. Сейчас есть масса методик: семейные клубы трезвости, школы трезвости. Мы сотрудничаем с другими центрами, добываем знания по крупицам. Сейчас думаем открыть при храме амбулаторный центр».

В работе направления приняли участие делегаты из Челябинска, Златоуста, Чебаркуля, Снежинска.

 

«Церковь и молодежь»

Председателем этого направления был протоиерей Ярослав Иванов, руководитель отдела по делам молодежи Челябинской епархии. Он говорил о лидерстве – кто такой лидер, как его выявить, как воспитывать лидеров, уместно ли это в Церкви. По словам священника, негоже христианину под маской смирения скрывать собственные таланты или молчать о своей вере.

Иерей Иоанн Карабидович рассказал про молодежное общество «Дельта», духовником которого является. По мнению священника, одних чаепитий мало, молодежи нужно найти общее дело, которое ее сплотит.

С докладом об успехах и неудачах православного молодежного объединения «Преображение» в Чебаркуле выступила Юлия Беляева. Про метод коммунарских соборов рассказала кандидат педагогических наук Елена Харланова. Тему продолжила Ольга Коробицына. Она поведала о том, как поддерживать эмоциональное единство в молодежном коллективе с помощью песен под гитару, орлятских кругов, разговоров при свече. Также были доклады о скаутинге, Братстве православных следопытов, православном молодежном объединении «Держись!».

 

«Церковь и воинское служение»

Встреча представителей духовенства, вооруженных сил, правоохранительных органов и казачества прошла в стенах штурманского училища. Речь в первую очередь шла об институте военного духовенства. Обсуждали служение священника в армии, проблемы духовного окормления солдат-срочников, работу с офицерским составом боевых частей, нравственное воспитание казачьей молодежи и многое другое. На военной секции побывал И.В.Агафонов, начальник отделения по работе с верующими военнослужащими управления по работе с личным составом Центрального военного округа.

«Когда мы получили приглашение от митрополита Никодима, то сразу же откликнулись, – говорит Игорь Владимирович. – Тем более, что многих священников Челябинской епархии я знаю не понаслышке. Это, прежде всего, те священники, которые давно и успешно работают в воинских коллективах. Хотелось поделиться своими наработками, рассказать, какие задачи стоят перед военным духовенством. Считаю, что диалог получился конструктивный, очень позитивный и полезный как для священников, так и для слушателей, военнослужащих по призыву и офицеров».

Во время обсуждения поднимался вопрос о предупреждении нарушений воинской дисциплины, а также суицидальных происшествий. Выход в решении таких сложных проблем военные воспитатели единогласно видят в приобщении солдат к православным традициям русского воинства.

«Вера очень важна. По-настоящему верующий человек, солдат и офицер никогда не обидит другого человека. Я уже не говорю, что он никогда не решит покончить с собой, – объясняет С.М.Щур, психолог 28-й зенитно-ракетной бригады Чебаркуля. – Потому что вера поможет ему перенести все. Она поможет ему заступиться за слабого, удержать в чем-то злого. Солдат с верой – это великое дело. Но к вере прийти надо, среди молодых 18-летних солдат, может быть, один из сотни имеет опыт духовной жизни. И задача психолога – пробудить в ребятах потребность в вере».

По словам специалистов военного дела, нравственное и патриотическое воспитание нужно начинать еще с детства, в школе и семье. Играть с ребятами в зарницу, ходить в походы. Рассказывать о знаменитых русских полководцах и героях Отечества, многие из которых за свои подвиги были прославлены Православной Церковью в лике святых.

 

Итог

Первые Рождественские чтения в Челябинске прошли под знаком 1000-летия со дня преставления равноапостольного князя Владимира. Грядущий юбилей стал прекрасным фоном для обсуждения узловых моментов взаимодействия Церкви и общества. Ведь именно благодаря святому князю Русская Церковь начала свой исторический путь, а русские люди стали единой нацией с самобытной культурой и государственностью.

Подводя итог Чтений, владыка Никодим сказал, что цель их была двояка: во-первых, это повышение участниками собственного образовательного уровня, во-вторых, широкое и публичное обсуждение важных для всего общества вопросов и поиск путей их решения. Сегодня очевидно, что решение важнейших социальных и нравственных проблем немыслимо без соработничества государственных органов и общественных объединений с Русской Православной Церковью. А значит, челябинские Рождественские чтения, направленные на выстраивание такого соработничества, с каждым годом будут становиться все масштабнее и станут заметным явлением в духовной и культурной жизни Южного Урала.

 

по материалам сайта Челябинской и Златоустовской епархии:

вернуться

фотоальбом: