Принцип наглядности, или как провести Великий Пост с детьми

по материалам сайта www.pravoslavie.ru (Материнские заметки Анны Сапрыкиной)

Время Великого поста – особое время: время покаяния, очищения, время тихой радости и молитвы, когда мы живем не так, как обычно. Настроиться на этот особый лад, оставаться собранными и внимательными нам помогают Канон Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных даров и другие Богослужения. Для взрослых, это и ограничение в пище, напоминающее о том, что наступило особое время. Но детям, особенно недавно воцерковляющимся, еще сложно осознать и принять смысл происходящего. Время поста для детей зачастую оказывается никак не выделенным. В наших силах сделать так, чтобы жизнь всего дома следовала жизни Церкви, чтобы Пост стал «наглядным». Существо человека триедино, и телесное, видимое – осязаемое, также имеет значение для нас. К тому же, принцип наглядности – один из самых действенных при формировании личности ребенка.

В храме праздники выделяются с помощью цвета облачений, завесы, украшения икон. Также и в интерьере дома важную роль играет ткань: шторы, скатерти, иногда драпировка стен. Анна Сапрыкина вспоминает: В семье моих родителей иконы домашнего иконостаса мама покрывала широким кружевом, и утром в понедельник первой седмицы Великого поста эти украшения были черного цвета. Мы, дети, учились в обычной светской школе, в которой нас ждали будни, ничем не напоминающие о посте. И эти кружева, как и молитва Ефрема Сирина после утреннего правила, настраивали нас на «ритм поста», и даже по дороге в школу мы шли тише обычного. Уже одни эти черные кружева на иконах значительно меняют общее впечатление дома, а торжественная смена будничных лент на черные, а потом – в Великую субботу – на красные способствует переходу на «особое время».

В книге «Лето Господне» Иван Шмелев писал о том, что у него в детской на время поста вообще снимали шторы. Мои дети под впечатлением этого рассказа также предложили снять тюль в наших комнатах. И действительно, без штор появилось особое «постное» настроение дома. Кстати, на Пасху, когда шторы вновь вешаются, дом получает дополнительный штрих «праздничного» настроения. Легко поменять и скатерти: в пост использовать простые, не нарядные, или специальные салфетки-клеенки. Таким образом, с помощью небольших изменений в интерьере время Четыредесятницы становится «осязаемым».

Без штор окно становится немного скучным и каким-то голым. Так можно взять обычную гуашь – эта краска легко смывается – и нарисовать на окне семь ступенек, ведущих вверх. С одной стороны, это память о Лествице, которая, вспоминается Церковью в Неделю Иоанна Лествичника, с другой – образ поста как пути к Богу. На каждой ступеньке написать номер. Как дополнительный обучающий элемент можно обозначить ступеньки не арабскими цифрами, а римскими, если дети их не знают, или церковнославянскими – и незнакомое написание легко запомнится. Лестница ведет к солнышку: это и знак праздника, и символ Христа – Солнца Правды. А в хмурые дни такое яркое желтое солнышко на окошке еще и ободряет постящихся. Из плотной цветной бумаги вырезается фигурка человечка и с помощью пластилина закрепляется на нижней ступеньке. Когда наступает 2-ая неделя, человечек поднимается на 2-ую ступеньку и так доходит до последней, а как дойдет – все смывается. Лестница может сопровождаться и перечислением семи основных добродетелей.

В церковнославянском языке слово «неделя» означает «воскресенье»; а неделя (7 дней) называется «седмицей».

В церковнославянском языке слово «неделя» означает «воскресенье»; а неделя (7 дней) называется «седмицей».

Можно вместе с детьми сделать Лестницу Великого Поста или особый календарь именно для Великого поста. Время Поста получится «разбит» на определенные этапы, которые дети будут ожидать и переживать, и поститься станет «интереснее». Из календаря будет хорошо видно, сколько длится пост, как называются недели поста, в чем их особенности, какие дни самые «строгие», какие праздники мы празднуем во время поста, особенности традиций этих праздников.

Так время Поста приходится в основном на весну, можно закрепить на нем и солнышко, и цветочки, и даже бабочек, чтобы у детей пост ассоциировался с радостью и чтобы весна ассоциировалась с постом: начинается весна – значит начинается пост! Свт. Иоанн Златоуст: «Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста – эта духовная весна для души».

Возле каждой недели можно написать какую-нибудь «поучительную» фразу, которая должна напоминать о чем-то важном, о том, чего можно достичь в пост, о добродетелях, о благочестивой жизни. Это будет поводом поговорить с детьми о христианском учении и станет маленьким «заданием» на данную неделю поста.  А можно, например, правое поле календаря надрезать так, чтобы получилось семь «хвостиков». И подготовленные фразы написать на каждом «хвостике», потом их загнуть так, чтобы они оказались подвернуты под лист календаря. В начале каждой недели отгибать соответствующий листок: снова эффект ожидания, а еще – будет видно, сколько осталось до конца поста, до светлого Праздника Пасхи.

Вот наступает пост. Должны появиться изменения и в «домашнем богослужении». Дети могут с маминой помощью написать крупным шрифтом на листах белого картона молитву преподобного Ефрема Сирина: малыши могут обвести фломастером то, что мама написала карандашом, дети постарше – сами списать текст из Молитвослова. Таким образом, им будет легче ее выучить, а также дети станут ждать, когда будет читаться «наша постная молитва».

Укладывая детей спать, в Великий пост можно почитать не просто книжки, а особенную литературу: патерики, жития святых, Библию. Во время такого чтения родители и сами получают духовную пищу. Когда вся семья собирается за столом, можно также прочитать небольшой отрывок из Библии или житий, а потом обсудить прочитанное.

Нелегко привлечь внимание ребенка к «душеполезным» беседам, но удивительно: если родители обсуждают что-то между собой, то дети ловят каждое слово. И если папа с мамой обсуждают за столом 40-летнее скитание евреев по пустыне, то дети слушают так же увлеченно, как самые интересные приключения. Но для этого, конечно, требуется подготовка родителей. Например, эта беседа может быть пересказом проповеди, которую папа слышал сегодня в храме (совет родителям от святителя Иоанна Златоуста), или прочитанного в книге. В таком случае хотя бы в пост семейный ужин оказывается настоящим уроком – «два в одном»: вкушаем пищу духовную и телесную.

«Жаворонки» — тесто: 2 ст. муки, 1 ст.теплой воды, 1 ч.л. быстродействующих дрожжей, 3 ст.л. раст. масла, 1 ст.л. сахара, щепотка соли.   Все перемешать, дать тесту немного подойти. Раскатать небольшой жгут, связать его в узелок. Один конец узелка сформировать в виде головы с клювом, приделать глаза — изюминки, ягоды, орешки. Второй — сплющить и сделать ножом надрезы — «перья». Для смазки жаворонков и других сладких изделий перед выпечкой используйте сладкий крепкий чай.

С началом Поста появляется и такой важный «осязаемый» аспект, как особая пища.  Отметив в календаре постные праздники, дети будут ждать не «когда же закончится пост», а приближения каждого следующего события. Первый праздник с интересным действом – это кутья в 1-ую субботу Великого поста, в день великомученика Феодора Тирона. Кутью едят по древней традиции: все из одной посуды – из красивого деревянного блюда. 22 марта, в день 40 Севастийских мучеников, пекутся жаворонки: даже малыши могут лепить узелочки из теста и приделывать птичкам глазки-изюминки. На 3-ей неделе, Крестопоклонной, нас также ждет выпечка: по традиции, выпекается печенье в форме крестиков. В 4-ую – неделю Иоанна Лествичника лепятся из теста лесенки. Дети получают огромное удовольствие от совместных трудов на кухне. Это и повод поговорить даже с малышами о том празднике, который отмечается особой выпечкой, используя наглядное и вполне съедобное, даже вкусное пособие. На Лазареву субботу разрешается кушать икру – она, как и яйцо, символ Воскресения. Готовясь к празднику Входа Господня во Иерусалим (Вербному воскресенью) вместе с детьми  можно сделать букетики с вербами, украсив их ленточками, цветами. А если Пасха «ранняя», то заранее поставив, еще нераспустившиеся веточки в воду, можно понаблюдать, как из почек проклюнутся пушистые комочки; рассказав малышам, что, как растениям нужно время, чтобы проснуться, так и нам необходимо время Поста, чтобы подготовиться к Празднику праздников — Пасхе.  Все это – и общесемейные мероприятия, и – главное – повод рассказать детям о праздниках и об их значении, повод перейти к более серьезным темам.

Таким образом, пост действительно может стать особым временем жизни всей семьи, дома как целого. Внешнее помогает осознавать и укреплять внутреннее. И такие занятия, как изготовление птичек или лесенок из теста, оказываются не только развивающими мелкую моторику ребенка и его первыми кулинарными опытами, но и пособием, помогающим детям представить себе духовную жизнь. И пока 3-летние малыши выкладывают перекладинки у лесенки, дети-школьники слушают рассказ о лествице Иоанна Лествичника, а кто-то захочет и прочитать о ней… Так дети уже не «отрывают» нас от «духовной жизни», а вместе с нами, каждый по-своему, живут общим ее ритмом. И жизнь дома оказывается совершенно особой жизнью.

Может быть, предложенные идеи для детского Великого поста помогут создать в доме особое время Святой Четыредесятницы. И дом, обращенный в малую Церковь, обращенный к Церкви «великой», станет местом христианского образования всех членов семьи.

вернуться

перейдя по ссылке www.materinstvo.ru/art/6894, можно посмотреть примеры календарей Великого Поста